Малгобек делится на две части: старый город и новый.
Старый основали в 1933 году на месте обнаружения первой скважины нефти. Город строился в стиле классицизма, в архитектурных традициях советской империи. Здесь был красивый Дом культуры, с псевдоантичными колоннами. Здания обильно украшались вычурной лепниной с колосьями и виноградными гроздьями. Это была эклектика, но жители чувствовали себя в ней уютно, и многие до сих пор с ностальгией вспоминают то время.
Отдав нефть стране, Малгобек ослабел, как самоотверженный донор. И старый город с добротными домами, увитыми диким виноградом балконами перестал существовать. Начались оползни, обескровленная земля начала ронять жилища.
Новый Малгобек начали строить в 1960-е годы. И снова время диктовало архитектурный стиль застройки. Пятиэтажки, «хрущевки», непродуманные коммуникации, какие уж тут излишества и вычурность – голый прагматизм, и ничего больше. Город строился на месте болот, осушенных лишь частично, поэтому и сейчас в восточной части вода стоит в подвалах домов и даже часто во дворах.
Когда-то, учитывая особенности местности, было высажено много тополей и других влаголюбивых растений, чтобы избежать заболачивания местности. Несколько лет назад, при прежнем мэре, тополя спилили, ссылаясь на то, что тополиный пух вызывает аллергию и что деревья старые и представляют угрозу для прохожих и автомобилей. Теперь зато угрозу представляет вода, которая начиная с февраля затапливает многие дворы и улицы.
Его статус сегодня: моногород. В Российской Федерации много таких городов, построенных вокруг одного-единственного промышленного предприятия, определяющего их прошлое, настоящее и будущее. И когда продукция предприятия становится ненужной или иссякает нефть в скважинах, моногорода гибнут.
Но город – как человек. Он не хочет умирать, пытается выжить, надеется, что ему помогут, – наладят производство, разведают новые запасы нефти, пробурят скважины. И жизнь продолжится.
Начало здесь Малгобек: жизнь без глянца