Декабрь на Урале выдался холодным, что ни день, то точно по Пушкину: «…мороз трескучий, на небе ни единой тучи; как шитый полог, синий свод…». Застывший с вечера на отметке -25 градусник с утра уже показывал все 30. Но я решила больше не откладывать поездку в старинные села Быньги и Верхние Таволги, что рядом с Невьянском, куда уже давно хотела заглянуть. Разве может мороз помешать завершить 2012 год умиротворяющим, маленьким путешествием… в историю ушедших веков.
Быньги
Воздух здесь казался прозрачней, чем в городе, и мороз — сильнее. Уже через минуту пальцы леденели без варежек и с трудом справлялись с кнопкой фотоаппарата, нацелившегося на церковь Николая Чудотворца или, как выспренно называют еще, Свято-Никольский храм — главную достопримечательность небольшого села Быньги, ради чего сюда и приехала.
Многие здешние церкви строились на средства владельцев уральских заводов. По легенде и приходская церковь Святителя Николая в Быньгах своим рождением обязана сыну заводчика Саввы Яковлева, Петру Саввичу. Ему не без боя достались отцовские заводы, в их числе Быньговский железоделательный завод, построенный в 1718 году Демидовыми.
Как гласит молва, на радостях он и приказал в 1789 году заложить в Быньгах храм, который мог бы затмить все другие. А история сохранила грамоту архиепископа Тобольского и Сибирского, в которой значилось:
"… заказчику иерею Петру Чиркову. Указом Ее Императорского Величества из Святейшего Синода сентября 1-го 1788 года, по представлению нашему ведено в Быньговском заводе вновь каменную церковь во имя Святителя Христова Николая Чудотворца построить...".
Как бы там ни было, но за восемь лет в маленьком уральском селе вырос удивительный храм, соединивший в своей архитектуре стили позднего барокко и раннего классицизма.
Не только снаружи поразил всех храм. Не меньше восхищало и поражало его внутреннее убранство. Прежде всего, деревянный позолоченный иконостас с резьбой и необычной центральной округлой частью с Царскими вратами, выступающей немного вперед. Из-за этих округлостей главные иконы церкви – Богородицы и Христа с центра совсем не видны.
Оттого первыми бросаются в глаза фигуры архангелов, выполненные, как и все иконы храма, в стиле невьянской иконописи: Михаил — в золотых доспехах и с огненным мечом в руке, с одной стороны, и Гавриил с ветвью роз, — с другой. Удивительно, но храм в советские годы разорён не был, поэтому иконостас мы видим таким, каким он был в год его освящения -1797.
Сохранились и иконы, наполнявшие храм в течение 100 лет со дня его основания. На видном месте икона Николая Чудотворца, написанная в 1835 году. Другая, икона Богородицы, — копия Знаменской иконы, хранящейся в одноименной церкви в Верхнем Тагиле, которая по легенде помогла когда-то прекратить падеж скота в Быньгах.
Даже есть мальтийский крест, как поведала одна из служительниц. И небольшая экспозиция старинных чугунных утюгов, гревшихся на раскаленной старинной печке, от которой тепло разносилось по всей церкви и придавало ей домашний уют. А тишина в храме была такая, что, казалось, будто слышу дыхание давно ушедших времен…
Я вышла на заиндевевшую улицу и окинула взглядом храм. Золотом блеснул на высоком шпиле крест.
К нему стремительно приближался прямой белый след, прорезавший стрелой синее зимнее небо…
Верхние Таволги
Быньги, как и соседние Верхние Таволги, куда я направилась дальше, считается деревней старообрядческой. После проведенной патриархом Никоном реформы 1650 года от преследования церкви на Урал бежали тысячи семей староверов, не принявшие новые церковные правила. Часть из них осела и в Таволгах, основателем которых по легенде был крестьянин Растрепень, занимавшийся земледелием.
Предки нынешних таволжан и быньговцев большинством происходили из Нижегородской губернии, где течет река Керженец. И на Урале переселенцев стали называть не только раскольниками и староверами, но и кержаками. Молились они дома и в маленьких церквушках — часовнях. Была такая часовня и в Таволгах, да только лет 60 назад её уничтожили.
Часовенка в деревне Верхние Таволги Грязи нет, весь двор одело, посветлело, побелело — видно есть мороз. Не колючий, светло-синий по ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты. (А. Фет)
Мыкались годами таволжские староверы по избам, пока в 2007 году, в триста десятую годовщину переселения, на деньги зажиточного земляка не построили новую часовенку, размером не больше бани.
Так и написали: «1697-2007. Старообрядческая часовня возведена в честь первых православных христиан, волею судеб оказавшихся на Уральской земле». Вот и получается, что появились староверы здесь за сто лет, как построен был красавец-храм в соседних Быньгах. Но для староверов милее их маленькой часовенки ничего нет…
Заглянуть внутрь помог сам староста общины, он же выборный батюшка, как ласково называют его таволжане, согласившийся показать скромное убранство часовенки. В отличие от церкви часовню открывают тогда, когда возникает необходимость в проведении того или иного обряда.
Главный хранитель старообрядческого наследия в деревне – староста общины староверов, с которым повстречалась на улице
В часовне не топлено, и я чувствую, как морозным дыханием прошедших веков наполняется тесная комнатка. С десяток золотистых икон, бережно сохраненных матерью уже не молодого старосты, толстенные книги со старославянской вязью, да глиняный горшочек — вот и весь капитал таволжских староверов. Свое главное богатство – веру, которую они считают истинной, они хранят в себе.
А горшочек-то стоит здесь не случайно. Буквально за воротами, по соседству, — гончарная мастерская, еще одна интересная страница жизни Верхних Таволог.
Мнится мне ночью: меж сучьев берез Смотрит в безмолвные избы Мороз. Мертвое поле, дорога степная! Вьюга тебя заметает ночная, Спят твои села под песни метели, Дремлют в снегу одинокие ели... (И.Бунин)
*Этой заметкой я поздравляю всех, путешественников и тех, кто только собирается в путь, авторов и просто читателей, — с Новым годом! И пусть солнце всегда светит над вами, где бы вы ни были, от северного до южного полюса!*