На мысе Флора на острове Нортбрук на Земле Франца Иосифа переплелось много всего уникального, но самым-самым пожалуй является его изумрудно-зеленая растительность. Ее трудно встретить и гораздо южнее, например на Новой Земле, а уж тем более здесь на северной широте в 79,50 градусов это наверное недосягаемый результат. Не знаю есть ли еще такое место, ведь острова ЗФИ одни из самых северных в Арктическом океане.
Наверное, это объясняется сложившемся на южном и защищенном высокой горой микроклиматом мыса, а также последним теплом из капель Гольфстрима, который завершает свой длинный путь как раз где-то между ЗФИ и Новой Землей в Баренцевом море. Если кто знает другой зеленый природный парк еще севернее — обязательно напишите! Возможно с учетом глобального потепления такое место еще появится, а пока мыс Флора с каждым годом зеленеет все больше и больше и не исключено, что российские последователи Джексона, Нансена и Седова в недалеком будущем организуют здесь мини-отель или кемпинг.
В этой последней заметке о мысе Флора я хотел бы обобщить все впечатления об этой короткой, но насыщенной высадке, которая продолжалась пролетевшие незаметно три часа в первой половине дня. Предыдущие впечаления описаны здесь: Кит на море романтик. А вот как эта самая первая высадка начиналась:
Намочив свои резиновые сапоги в Арктическом океане (Александр Македонский на пару с Жириновским и Индийским океаном тут "отдыхают"), мы после почти двухдневного плавания наконец-то попали на берега этой таинственной земли Франца-Иосифа. И первое что запомнилось, были эти круглые катушки, большие и маленькие...
Круглые камни идеально прятались в круглые дырки в снегу. По ним было довольно трудно ходить, ведь вокруг не было ни одного устойчивого камня! И при каждом откате волны море их переворачивало, и они, перекатываясь, издавали очень приятный медитативный звук. Я заснял его на видео, так как иначе трудно понять о чем идет речь. Enjoy!
youtube.com/watch?v=kQJEDUYlA…
Звук моря — средство необыкновенной силы по воздействию на психику и ауру человека. Возможно это связано с волшебными свойствами этой чистой северной воды, ее структурой, кристаллами молекулярной решетки, близкими к ледниковой. Я почти уверен, что звук городской или портовой (загрязненной) воды не способен произвести такой эффект.
Удивительно, но даже в таких широтах живут самые обычные морские водоросли. Их приспособляемость поражает. Водоросли относятся у меня к одним из любимых объектов благодаря не только их сильному запаху, который не уступит эвкалипту Эвкалипт - дерево чудес или просто чудесное дерево?, а также самым экзотическим формам. В принципе, если бы на мысе Флора мы не увидели ничего больше, то даже этих водорослей было бы для меня достаточно. И те же три часа можно было бы провести на пляже наблюдая за их формами, вдыхая их аромат и слушая при этом море. Очень медитативно.
А первого жителя острова мы увидели тоже здесь, не сходя с этого пляжа, пока ожидали выгрузку людей с остальных зодиаков.
Тем временем все люди уже сошли на берег, и мы двинулись вглубь мыса Флора. Сначала надо было подняться на высокий снежный берег, имеющий по всей длине выраженный розовый оттенок. Такой оттенок снега вообще свойственен полярным областям как в арктике так и антарктике, и означает что в этих нетающих летом пластах снега поселились примитивные водоросли и микроорганизмы. Поэтому те, кто считает, что вся арктика черно-белая сильно заблуждается — она и розовая и зеленая тоже!
После слоя снега начался слой грязи, а уже за ним мы ступили на моховой ковер. Граница слоев четкая и неразмытая, похоже на слияние рек Амазонки и Рио Гранде... А люди с богатой фантазией могут увидеть в таких слияниях много всего интересного.
На моховом ковре мы утопли надолго. Пересекая ручейки и речушки, мы шли то по мху, то по воде, то по грязи. Резиновые сапоги полностью оправдали выданные им ранее авансы и в очередной раз подтвердили, что без них в таких областях никуда... Что касается мхов, то они своей яркостью красок, сочностью и формациями они затмили более ранние впечатления с пляжа. Мхам я посвятил отдельную заметку: Мшистые, мохнатые и моховые...
Отсюда, с края высокого берега был хорошо виден корабль и единственный айсберг плавающий недалеко от него. Но отвлекаться на эти виды почти не приходилось, ведь столько интересного было под ногами.
В конце концов ажиотаж по поводу мхов уступил место радости от встречи с цветами и прочими неожиданностями, описанными в заметке Мыс Флора - авторское расследование. Что касается цветов, то как я писал, чего-то более нежного и хрупкого представить себе трудно. Ибо Хрупкая красота всегда очень красива. Хрупкость или тонкость это одна из граней красоты, штуки, которой трудно дать точное определение. Но что можно сказать более или менее достоверно, так это то, что находится на грани жизни и смерти, выживает в суровых условиях и при этом еще и умудряется красиво цвести — то безусловно красиво!
Мы все шли и шли, а шум птиц сверху все нарастал и нарастал. Их не было видно за окутавшим туманом гору, но можно было представить сколько жителей живет на верхних этажах этой красивой спускающейся под идеальным углом в 45 градусов горы.
Но кое-кого мы по пути встретили. Чайку-Бургомистра, да и остальных птиц, выныривающих изредка из тумана и потом туда возвращающихся.
Потом все наше внимание заняла стоянка Джексона, останки домиков полярных исследователей разных времен и народов. История этого уникального исторического перекрестка. Все это я описал в заметке Мыс Флора: место встречи полярников изменить нельзя. А визуальные впечатления от места на берегах зеркального озера с отражениями горы в Затерянное зазеркалье.
Если кому-то покажется полезным или интересным, это озеро есть также на видео:
youtube.com/watch?v=HfnapXqsw…
Наконец, мы встретились и с современными полярниками с заповедника "Русская Арктика", прибывшими сюда на яхте "Альтер-Эго" — подходящее название для такой экспедиции ))
Мыс Флора так понравился мне, что я наверное был чуть-ли не последним, кто покинул его берега. Но ведь это была всего лишь первая высадка, а сколько чудес ждало нас впереди, и в том числе чуть позже в этот же день, после обеда... Как кто-то недавно написал на Турбине (по-моему это была Татьяна), есть места, про которые хочется писать много, а есть такие, про которые ничего не напишешь. Для меня таинственный как Земля Санникова или даже Плутония — мыс Флора явно из первых.
Ну а мы движемся дальше — продолжение следует...