Яркими страницами нашего филиппинского похода стали дни, проведенные в природном парке в провинции Сорсогон на острове Лусон, где находится один из 25-ти филиппинских действующих вулканов – вулкан Булусан. В наш приезд он находился в стадии спячки, поэтому к восхождению препятствий нет.
Первое, что видят вновь прибывшие, — это небольшое кратерное озеро Булусан с зеленоватым оттенком, но в вечерних сумерках оно немного отливает синевой. Сам вулкан Булусан отсюда не виден, а над окружающими озеро стенками, поросшими лесом, витают серые облака. Считается, что озеро — это кратер когда-то существовавшего здесь вулкана.
Утром мы знакомимся с менеджерами парка — Филиппом Бартилет и Марвином, они будут сопровождать нас в пути. Филипп, в свою очередь, знакомит группу с программой двухдневного похода, показывая на макете маршрут — от озера Булусан через тропический лес к стоянке на озере Агуингэй (lake Aguingay), а уже затем к кратеру вулкана высотой 1565 метров. Но на этом подготовка не заканчивается. Теперь за дело берется Марвин. Он, как врач, проверяет давление у каждого, и, не обнаружив явно немощных и больных, дает «добро» к началу похода. Такой основательный подход я вижу впервые.
Напоследок нам выдают растения для посадки в лесу и именные листки с номером…вероятно, на всякий случай, если вулкан неожиданно проснется. А проснуться он может в любой момент. Последнее извержение наблюдалось совсем недавно, в мае 2012 года, когда ощущались даже небольшие толчки, а выброшенным из кратера пеплом накрыло окружающую вулкан местность в радиусе 9 километров.
В надежде, что вулкан уснул крепким сном и не скоро проснется, мы отправляемся через озеро Булусан на другой берег и ныряем… в лес с умеренным подъемом, не забыв прихватить с собой зеленые ростки. Это — важная и ответственная часть нашего похода.
Нам предстоит пройти 3 километра до "Ranger Station", куда мы добираемся спустя два с половиной — три часа. Именно здесь, на полпути до стоянки на озере Агуингэй, дружно сажаем «свои» деревья, приняв тем самым участие, как пояснил Филипп, в поддержке проекта по развитию экотуризма и сохранению биоразнообразия вокруг вулкана. Дело, в общем, серьезное, к чему все подходят со всей ответственностью.
Что за саженцы мы посадили, я не запомнила, но, надеюсь, что из них вырастут огромные, красивые деревья. А пока буду представлять, как где-то далеко-далеко, на острове Лусон, тянется вверх деревце, посаженное моими руками.
Через три часа по тропе, становившейся с каждым метром всё круче, мы были уже на новой стоянке у озера Агуингэй, поросшего высокой травой. В это время года озеро почти высохло, сузившись до небольшого болотца на краю уже другого кратера, превратившегося в плоскую, песчаную равнину.
Одиночные деревья посреди равнины ощутили на себе дыхание вулкана. Но они не сдались, и новая поросль уже успела снова пробиться
Но такая ли она безжизненная, как кажется на первый взгляд. Пока не стемнело, я решила пройтись и к своему удивлению нашла немало необычных плодов и цветущих деревьев. И это у подножья вулкана, который был закрыт от нас облаками.
А вот как со стоянки выглядит сам вулкан Булусан, когда облаков над ним почти нет.
Нижнюю часть вулкана Булусан покрывают заросли леса, а верхнюю, кажущуюся голой, — режущая руки трава Cogon или, по-научному, императа цилиндрическая, за которую без перчаток лучше не хвататься.
И мы поднимемся на него, карабкаясь по круче, и увидим нашу стоянку, и другой кратер! Но уже следующим днем…
Продолжение: О чём молчит вулкан Булусан
Фото автора, Филиппа Бартилета.