Кругосветка «Мир без виз» продолжается. Проведя целый день в пещерах Сагада, а полночи в Интернете, мы выбрались из гостиницы только ближе к обеду. Пошли пешком в сторону ближайшей трассы. Но за полтора часа так и не увидели ни одной попутной машины. Надежды на автостоп здесь мало. Вскоре нас догнал джипни, идущий в Бонток — как оказалось, это последний в этот день джипни, идущий в нужном нам направлении.
Лжипни — чисто филиппинский вид общественного транспорта. После окончания второй мировой войны американцы оставили на Филиппинах много старых военных джипов. Легковые машины филиппинцам в таком количестве были не нужны, а автобусов не хватало. Вот они и додумались удлинять кузов джима, превращая кго в своеобразный микроавтобус, который вмещает до 20-ти человек — конечно, немного в тесноте — под филиппинские габариты, но не в обиде же. Сейчас джипни колесят по городам и между городами, выполняя роль маршрутных такси. Комфорт не супер, но и проезд стоит сравнительно недорого.
В кузове остановившегося джипни уже сидело несколько иностранцев. Американец Крис с филиппинской «подругой», которую он называл просто «дитя»; и голландец как оказалось также ехали посмотреть на рисовые террасы в в Банауэ.
Жертва 11 сентября
Американец Крис — владелец небольшой компьютерной фирмы в Силиконовой долине в Калифорнии — пор дороге рассказал, как на него необратимым образом повлияла трагедия 11 сентября 2001 года: Как только я увидел по телевизору, как самолеты врезаются в нью-йоркские небоскребы, я сразу понял — этот сюжет будут показывать по телевизору регулярно. Поэтому я просто выключил телевизор и больше никогда его не включал. Мне достаточно информации, получаемой через Интернет. Террористическая атака мусульманских фанатиков на Америку привлекла мое внимание к самой проблеме исламского фундаментализма. Наш западный мир находится в огромной опасности, а наши политики «прячут голову в песок», не хотя ее признавать. Миллиарды долларов тратятся на борьбу с терроризмом — и все впустую. Борются с боевиками, с мелкими сошками. А нужно уничтожать лидеров — их всего-то 1-2 тысячи человек. Конечно, наши политики боятся, что в ответ террористы начнут нападать на них. Но наши политики вообще больше о себе заботятся, чем о благе народа. Террористы тоже непонятно, что хотят. По статистике самые большие объемы импорта зерна идут в арабские страны, а крупнейшие экспортеры — страны запада, которые чаще всего и подвергаются атакам террористов. Что же будет, если в один прекрасный день западные страны просто откажутся продавать зерно мусульманским странам? - оставив этот вопрос без ответа, Крис перешел к основам, - Фундаментальный ислам — идеологическая основа современного терроризма. В самой основе ислама заложен джихад — борьба с неверными. И эта борьба будет вестись до полного уничтожения западной цивилизации... - Крис всю дорогу вещал в том же духе, запугивая нас исламскими террористами. Очевидно, что позиция у него уже хорошо сформированная и отточенная в Интернет- форумах и чатах. И в то же время возникало ощущение, что он не только живых террористов никогда не видел, но даже ни разу лично не бывал в мусульманских странах, питая предубежденность буквально ко всем мусульманам сразу.
Так, слушая лекцию о проблемах современного исламского фундаментализма, мы незаметно быстро приехали в Бонток. Там быстрая пересадка на автобус — и в Банауэ. Судя по карте, там буквально рукой подать. Но дорогу и без того узкую, не асфальтированную, вьющуюся серпантином по горам, еще и принялись ремонтировать. В результате поездка превратилась в медленное буквально садистское испытание нервов на прочность, когда перегруженный автобус с огромным трудом вписывался в повороты, балансируя на краю пропасти.
Рисовые террасы в Банауэ и Батаде
В Банауэ приехали уже поздно вечером. Оставалось только найти подходящее жилье. Все гостиницы в городке стоят плотно одна рядом с другой — на крутом обрыве. Нужно только выбрать себе по вкусу и финансам. Так и разошлись : мы пошли в одну гостиницу, голландец — во вторую. Американец с «малышкой» - в третью. Но расстались ненадолго.
Племя ифугао исключительно вручную, с помощью примитивных инструментов 2000 - 3000 назад прорубило на склонах холмов ровные площадки, на которых было бы удобно выращивать рис. Их до сих пор используют по прямому назначению. Террасы, достигающие высот 1500 м над уровнем моря, считаются уникальным инженерным сооружением. Их общая протяженность около 20 тыс. км.
Рисовые террасы в окрестностях Банауе многие называют восьмым чудом света. В 1995 г.оду их включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. Самые красивые террасы находятся в окрестностях деревни Батад, в 20 километрах от Банауе. Общественный транспорт туда не ходит. Удобнее всего добираться на специально арендованном джипни. Чтобы не платить все 2000 песо аренды самим, лучше собрать компанию и арендовать машину в складчину. Мы прошли по гостиницам и договорились со своими попутчиками на следующее утро ехать всем вместе на одном джипни.
С утра нужно было выезжать рано — в 6 часов. Боялись проспать. А зря! В четыре часа утра грянула громкая бравурная музыка. Казалось, соседи решили устроить дискотеку. Но музыка доносилась с противоположного конца долины. Там в церкви начиналась утренняя служба. Это одна из традиций Филиппин — в предрождественскую неделю проводить «петушиные службы» - вставать с петухами и сразу в церковь, чтобы успеть помолиться перед началом долгого рабочего дня на рисовых плантациях.
В шесть часов утра старт. Дорога до самого поселка Батад не доходит, доехать можно только до Batad Junction, а затем 8 километров вниз по горной тропе (а ведь назад придется вверх карабкаться!!!).
Рисовые террасы поражают величием ручного человеческого труда не меньше, чем египетские пирамиды (их строили примерно в одно и то же время). Мы попали в несезон. Большая часть рисовых чеков пустовала. Но даже в таком немного «неприбранном» виде террасы — небольшие, но в огромном количестве — производят неизгладимое впечатление.
На рисовых террасах наше путешествие по Филиппинам закончилось. Впереди — ночной автобус в Манилу и оттуда на перекладных — в аэропорт. Летим на остров Борнео. Кругосветка «Мир без виз» продолжается...
Бюджет
Виза. Въезд на 21 день — безвизовый.
Валюта. Песо. 1 евро = 66 песо. 1 доллар США = 45.5 песо.
Транспорт. Джипни Сагада — Бонток — 40 песо. Автобус Бонток — Банауэ — 170 песо. Аренда джипни на 1 день (на 6 человек) — 2000 песо. Автобус Банауэ — Манила — 450 песо. Автобус Манила — Балес — 123 песо. Джипни Балес — Менгейт — 7 песо. Джипни Менгейт — аэропорт 10.5 песо.
Ночлег. Гостиница People's Lodge в Банауэ — 600 песо.
Еда. Кофе — 25 песо. Пончик — 12 песо.
Достопримечательности. Рисовые террасы — бесплатно.