Начало в части 1:http://tourbina.ru/authors/veruncia/travels/view/119537/memo/780/
В части 2:http://tourbina.ru/authors/veruncia/travels/view/119612/memo/42220/
Проведя ночь в отеле с оригинальным названием Petux, мы едем из пригорода в Рим. Дешево. По-студенчески.
«Осторожно, двери закрываются!» Запрыгиваем в последний вагон. Мама миа, какие приличные люди ездят у них в электричках с утра! При галстуках и костюмах, не смотря на жару. Привыкли, бедолаги. Многие разговаривают по мобильным телефонам, при этом жестикулируют руками. Мне нравится наблюдать за ними, потому что за окном бесконечные бетонные стены, размалеванные бездарными любителями граффити. Напротив меня восседает ярко накрашенная дама с пышной черной копной на голове Аля Софи Лорен. У нее кровавые губы и ногти. На пальцах и шее навешано столько золота, что я начинаю сомневаться, а золото ли это. Роскошно выглядит она или безвкусно? И куда направляется в столь маскарадно - театральном виде? Неужели на работу? Нет, исключено. Может на свидание к любовнику. С утра? Ход моих мыслей прерывается.
«Осторожно, двери открываются, мы прибыли на станцию Фламинио». Каких-то 15 минут до Ватикана. Всей толпой мы ныряем в метро, наш гид пытается пересчитать нас по головам. Постоянно попадаются итальянские головы. Глупая затея. Мы стараемся держаться кучкой, нам немного страшно затеряться в толпе. Я вцепилась в ладошку Артема и изо всех сил верчу головой, пытаясь вникнуть в значение иностранных надписей. «Уссита», кажется, означает выход. Ага, раз есть выход, значит где-то рядом вход.
Подъезжает поезд. Кстати, довольно приличный вагон. С телевизором! На экране которого транслируется реклама футбола. На стене высвечивается название следующей станции и время в пути. Сидения расположены, как в автобусе, друг за другом, в два ряда. Вагон белый, поручни и кресла красные. Очень красиво.
На следующей станции нам выходить. И вот мы бредем по мостовой вдоль витрин только что открывшихся магазинов. Краем глаза замечаю золотые босоножки. И падкая, как сорока на все блестящее, выворачиваю на них шею. А они медленно удаляются. Я машу вслед приглянувшимся мне туфелькам. Успокаивая себя тем, что не успела разглядеть их цену. Возможно, они баснословно дороги! И вообще у нас впереди Милан, известный город модников.
Впрочем, показалась могучая стена Ватикана и обозначилась огромная очередь.
Я тут же предалась раздумьям, сколько нам в ней придется стоять. Подходим ближе. Нам машет рукой симпатичная стильно седая тетенька в сарафане лососевого цвета. На вид ей сорок с небольшим хвостиком.Представляется Наташей или бабушкой Наташей. Никаких отчеств на европейский манер. Наташа – наш экскурсовод по Ватикану. Ура! Она заняла нам место в очереди. И мы не последние. Ненавижу стоять в хвосте.
У Наташи дорогой парфюм и легкий французский шарм или аристократическая утонченность. Но она русская, жила в Москве, служила Мельпомене в одном из театров. А в 50 впервые вышла замуж за итальянского писателя, с хорошей родословной. Или последнее словосочетание не очень уместно, потому что применительно к «хорошей родословной» мое воображение услужливо подрисовало собаку с медалями на груди. Сейчас Наташе 60, она закончила итальянский ВУЗ и получила законное право кормить историческими байками жадных до информации русских туристов.
Наташа предупредила нас, что покидать очередь ни под каким предлогом нельзя, иначе назад не пустят. Мы плотно встали плечом к плечу. Уж чего-чего, а держать оборону, русский человек научен генетически. Во скольких мировых войнах наш народ одержал победу!
Перед нами заняли позицию бразильцы. Стояли они расхлябано, кое-как, несерьезно. Кто-то читал, кто-то жевал гамбургеры, кто-то целовался, а кто-то спал прямо в очереди.
И мы бы ни за что не узнали, что они бразильцы, если бы не общительная девчонка перед нами, которой захотелось на время выйти из толпы. Она пристала к нам с вопросами, мол, откуда мы, из какой страны.
- Романо? - спрашивает.
Мы ей дружно:
- Ноу.
-Франчеза?- не успокаивается она.
- Ноу, раша, русиш мы! Понятно?
- А я из Бразилии.
Ну что она - бразильянка мы поняли сразу, словарь не понадобился.
В общем, отошла наша соседка из очереди, а вернулась с полным пакетом еды. Аж, у нас слюнки потекли. Надо заметить, что стояли мы к тому времени целый час. Но очередь все же двигалась быстро. Поравнялись с безногим гармонистом, калымившим, возле одной из стен Ватикана, и он, заслышав русскую речь, заиграл нам «Катюшу». Мы растрогались, но денег не дали.
Пройдя через кордон металлоискателей, очутились во дворе Ватикана.
Нас подвели к одному из стендов и долго и подробно стали рассказывать о жизнях Рафаэля и Микеланджело. Один был богатым и знаменитым, жил в роскоши и умер в 30 лет, другой голодал и содержал большую семью, почти ослеп, когда расписывал Сиктинскую капеллу, но его творческий путь оказался гораздо дольше. Нам раздали наушники, собственно в них мы и слышали голос экскурсовода. Но стоило чуть в сторону отойти от группы, как начинались помехи. И я слышала то японцев, то американцев. Во времена молодости наших родителей был далекий голос Америки, который они ловили в приемниках и слушали с помехами новости на русском языке. Вот примерно тоже самое. Для себя уяснила одно. Другим народам истории из жизни великих людей преподносились иначе. Рассказ их гида напоминал скорее ток-шоу, слушатели которого беспрерывно смеялись его удачным шуткам.Американский экскурсовод выдавал информацию примерно так:
-Жил был один чувак, покуривал травку, лежал на диване и между делом ваял шедевры. Круто, да?»
- Да,- вторила ему толпа.
Да, сокровища Ватикана потрясают! Я не прочитала тогда знаменитую книгу Дэна Брауна «Ангелы и Демоны». И еще не бредила Римом по-настоящему.
Я смотрела «Римские каникулы» с Одри Хепберн и понимала, что в историческом центре, показанном в фильме, мало что изменилось, Бешеное уличное движение и мопеды, как наиболее удобное средство езды по дорогам. Римский Форум и Колизей, фонтан «Четыре реки». Пантеон! Непередаваемая энергетика мест! В бывшем языческом храме, построенном в 27 году до нашей эры, хотелось находиться часами. Но на Рим нам выделили всего лишь день. Один день Римских каникул, как у героини Одри Хепберн.
Мы не успели посидеть ни в одном из знаменитых кафе на Венецианской площади, но попробовали мороженое со вкусом свежих ягод. В России то же вкусное мороженое, но оно другое. Мы не смогли потанцевать на площадке под открытым небом, но я успела оценить полотна уличных художников с видами вечного города и даже приобрела несколько акварелек на память. Мы не катались на мопеде, но зато передвигались общественным транспортом, и я имела возможность наблюдать за пассажирами.
Туфельки для Золушки
В Милане мы целенаправленно отбились от группы и отправились бродить, куда глаза глядят. А глаза глядели на сумочки, кофточки и обувь – то, что больше всего люблю покупать.
В одном из чудесных маленьких магазинчиков с незамысловатым названием «Betty flowers»» и были приобретены мягкие белые балетки. Они стоили 25 евро со скидкой. И я вертела и крутила их так и сяк, примеряя под пристальными взглядами продавщиц на босу ногу. В Питере такой номер точно бы не прошел. Озиралась по сторонам. Глаза разбегались от пестроты предлагаемых моделей. Сланцы, безумно красивые. Хит сезона! Представила, как я в сланцах в час пик захожу в метро. И испытала ужас. Бедные мои беззащитные пальчики. Нет, лучше вон те красные танкетки! Или золотые туфельки, как у Золушки на балу или у нее они были хрустальные. Да, конечно я мечтала о золотых! Только с чем я буду носить сей шедевр обувного искусства. Шикарно, но согласитесь, непрактично. Впрочем, в золотых туфельках я могла бы идти по красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля… Стоп. До Канн мы еще не доехали.
«Девушка, пожалуйста, заверните мне вон те белые балетки. Да-да, белые! Они подходят ко всем моим летним вещам».
И мне положили покупку в красную коробку, а коробку в яркий пакет с бантиками. И, только девчонкам, пожалуй, будет понятна моя радость. Туфельки, тапочки, балетки, да как угодно, приобретенные в Милане. Я непременно захотела их одеть. Затаив дыхание, открыла коробку, достала их, любуясь золотистой стелькой с изображением девочки. Перевернула. И прочитала на подошве малюсенькую надпись, разбившую мне сердце: «Изготовлено во Вьетнаме». Постскриптум, балетки стали моими любимицами и я проносила их все лето.
Но, минутку терпения! Обувная тема еще не исчерпала себя. На распродаже в самом центре Милана были приобретены сандалии для Артема. Настоящие! Итальянские! Удобные и недорогие. Все-таки есть в мире справедливость!
Как по музеям, мы прошлись и по дорогущим бутикам галереи имени Виктора Эммануила.
Высотой же, которую покорили мы, стал Дуомо – кафедральный собор, являющийся сердцем площади, на которой находится галерея бутиков. Резной, величественный, беломраморный собор впечатлял.
Задрав головы, мы взирали на фигурки святых. Идея взобраться наверх посетила нас одновременно.Поднявшись на лифте на первый уровень, вышли на крышу и на минуты онемели от восторга. Под нами простирался Милан. Милан, видневшийся через витиеватые узоры готической островерхости собора. Мы поднимались все выше и выше, любуясь панорамой города, останавливаясь лишь, что бы перевести дыхание. Каково же было мое удивление, когда на самой верхней и красивой смотровой площадке мы обнаружили фонтанчик с питьевой водой – вознаграждение за проделанный путь.