Что нужно девушке, чтобы достойно встретить ферию?
Во-первых, нарядное платье, декольте по сезону. Во-вторых (тоже по сезону) соломенная шляпа, чтобы не припекало в декольте. Далее шейный платок с эмблемой ферии, как пропуск в мир праздничного помешательства. Традиционно носят красный, но я предпочитаю белый — чтобы было чем махать с трибун Арены. И главное, что нужно девушке — билет на вечернюю корриду, чтобы показать платье, укрыться шляпой, повязать на шею платок (а потом сорвать и в особо патетических местах яростно махать им). Напитки по вкусу:
Смеркается, город готовится к вечерней корриде:
Арена заполняется публикой:
оркестр настраивается
Хор готовится жахнуть "Тореадор, смелее в бой"... Гойеска в Арле идет в сопровождении местного хора Voce и оркестра Chicuelo.
Все это, напомню, происходит во Франции, в идиллическом Провансе. Может быть, каким-то туристам это удивительно и неприятно, но коррида здесь имеет корни не менее глубокие, чем в соседней Испании. Арль, Ним, Дакс, Безье — во многих городах есть арены, на корриду ходят семьями, включая женщин и детей, ферии собирают толпы народа со всего мира. Веселится и ликует весь народ...
Каждый год оформлением арены для гойески занимается художник из Нима Claude Viallat. На этот раз он "одел" неформатную овальную арену в специально по этому случаю изготовленные баннеры, и покрыл песок пурпурной краской, расчертив его золотыми овалами.
На Ферии в Арле мы посмотрели корриду в стиле Франсиско Гойи. Источником вдохновения при создании стиля и концепции корриды-гойески послужила его серия гравюр "Тавромахия".
Первая Гойеска была проведена в 1954 году, в год 200-летия со дня рождения тореро Педро Ромеро, считающегося одним из родоначальников современной корриды.
Бой с быком в гойеске ничем не отличается от обычной корриды. Лишь "костюм в стиле Гойи" не похож на те, которые матадоры надевают на другие корриды, он создан в манере XVIII века. Никакой плотной золотой вышивки — вместо нее контрастный черный декоративный шнур, яркие чистые цвета, шляпы-двууголки.
Эмоционально коррида-гойеска захватывает целиком. Люди на трибунах кричат "оле", когда есть эмоциональная связь между исполнителем-матадором и аудиторией. И эти эмоции мягче и цивилизованнее, чем на каком-нибудь футбольном матче: сердечное восхищение мужеством человека, силой его духа, удивление свирепости быка, крепости его мышц, страх от близости смерти..
Нам досталась т.н. коррида микста, обычная, пешая, и рехонео, конная: на песке выступали два матадора и рехонеадор.
Вот местная звезда Хуан Баутиста (вообще-то он природный Жан-Батист Жалабер, но французские матадоры часто берут себе псевдонимы на испанский манер — выступать-то приходится в обеих странах. Так француз и стал Иоанном Крестителем). Невысокий, крепенький, упругий как мячик. На "домашней" арене имел триумф и пуэрта гранде:
А это Хосе Мария Мансанарес, звезда. Нет, правда, этот парень чрезвычайно крут. Номер один прошлого сезона. Это значит, что его приглашают на все ферии, и выступает он (когда не травмирован) очень часто. Буквально — включишь утюг, а там торирует Мансанарес. К ферии в Арле он несколько подустал, сбавил обороты и пригасил сияние:
Тут организаторы расстарались, украсив щиты-бурладеро репродукциями обнаженных мах Гойи. Когда бык со всей своей адской силой вонзал рог в этот щит, за мах становилось боязно...
А теперь отдельно — про конную корриду.
Я рехонео смотрела впервые, и скажу, что небольшой опыт, который я накопила, тут мало что дал в понимании и сценария боя, его правил и условностей. В конце концов, на арене в рехонео не два героя, а три: бык, всадник и его лошадь. Бык и лошадь – два равных по силе и красоте животных, и следить за их противоборством на песке вдвойне интересно.
Рехонео придумано в Португалии, а там быков не убивают на площади, как известно. Их убивают потом, в корралях. Поэтому, если в классической корриде существует отработанные техника и приемы, как убить быка быстро, в рехонео ее нет.
А в остальном, как в обычной корриде — чем ближе к быку, тем лучше, чем больше лошадь держится "лоб в лоб" с быком, а не боком, тем лучше, чем искуснее обучена выездке лошадь, тем красивее... Собственно, от того, как выезжена лошадь, и зависит успех всадника. Кто лучший наездник, тот и лучший рехонеадор.
Это Пабло Эрмосо де Мендоса. Пабло – Бог. Прозвище у него такое – Dios. Он произвел революцию в восприятии рехонео в Испании, заставив даже самых оголтелых критиков увидеть в рехонео искусство. Именно он начал очень тщательно выезжать своих лошадей, что позволило ему держаться максимально близко к быку и увеличить фактор риска, ну и много другое. До сравнительно недавнего времени конная коррида в Испании уважением не пользовалась. Публике известно, что лошадь всегда быстрее быка, поэтому опасность для рехонеадора, как считалось, несравнима с опасностью, с которой сталкивается матадор.
Рехонеадор всегда уедет от быка, если захочет, поэтому в первой терции считается недостойным аплодисментов носиться на лошади сломя голову и сильно впереди быка.
В начале боя бык, выбегая на площадь, начинает активно преследовать лошадь. Тут, кстати, вступает в дело куадрилья — в зависимости от спектакля, который задумал показать рехонеадор, они могут направить движение быка еще на выходе. Задача маэстро заключается в том, чтобы как можно быстрее остановить быка примерно в центре арены, наматывая по спирали круги от большего к меньшему, и тем самым «тормозя» быка.
Ценители в это время отмечают, насколько бык находится близко к стремени, умеет ли рехонеадор удерживать внимание быка, ловко ли и быстро его останавливает. Пабло любит, чтобы лошадь не просто не пугалась быка, а ещё и была агрессивной, хотела атаковать. Поэтому он предпочитает португальских лошадей породы лузитано. Они могут сами пойти на быка в атаку.
У любого рехонеадора есть конюшня – определенное количество лошадей, готовых к выступлениям, поскольку в каждой части корриды, именуемой suertе, участвуют несколько животных.
В рехонео три суэртес — остановка быка на выходе, бандерильяс и убийство. Для каждой терции обычно подбирается наиболее подходящая лошадь.
В первой части используются надёжные, но не самые впечатляющие лошади, как, кстати, и в последней терции для suerte de matar — убийства, где участвуют не столь эффектные экземпляры, ибо там основной критерий — стабильный галоп и надёжность, хорошая управляемость.
Наиболее впечатляющие лошади используются для второй терции с бандерильяс – это самая красивая часть корриды. Для нее рехонеадор меняет лошадей по крайней мере пару раз. Обычно уровень подготовки этих лошадей значительно выше, они умеют выполнять элементы классической выездки, позволяющие матадору показать настоящий спектакль.
Когда я еще немного поднатаскаюсь в сложном искусстве рехонео, расскажу больше. А мы пока поехали смотреть лошадей и быков в месте, где они произрастают — в Камаргский заповедник...
Продолжение следует