Многим страшно представить поездку в Нагорный Карабах. Возможно, лет 20 назад во время боевых действий между армянами и азербайджанцами, я бы тоже не рискнул. Но сейчас, несмотря на неопределённый статус НКР, там путешественник может чувствовать себя относительно спокойно. Что же касается конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Карабаха, то он далеко не разрешён, и вряд ли будет мирно решён в ближайшее время. Территории, окружающие Нагорный Карабах, были отвоёваны у Азербайджана армянами, а некоторые территории НКР завоёваны азербайджанцами. И, понятно, что никто не собирается уступать. Я уже молчу о том, что официальный Азербайджан считает своей территорией весь Нагорный Карабах. Вот в таких напряжённых условиях и живут люди на Южном Кавказе.
Въезд в Нагорный Карабах ничем не примечателен. Есть КПП, где проверяют документы и всем иностранцам дают визитку МИДА НКР, куда обязательно нужно явиться для получения аккредитационной карты, без которой выезд из республики невозможен.
Нагорный Карабах привлекателен прежде всего красивыми и чистыми горами. На то он и Нагорный.
В населённых пунктах сельского типа можно по соседству увидеть новые дома и разрушенные войной.Города больше отстроены и следов войны наблюдается поменьше. Говорят, что Агдам полностью в руинах до сих пор, но мы туда не ездили.
Приехали в Степанакерт — столицу НКР, город с населением около 53 000 человек. Выглядит современно и красиво, оживлённый и многолюдный в центре.
На автовокзале сразу появились незванные помощники. Таксисты предлагали свои услуги. Гамлет, охранник автовокзала, тут же начал искать нам дешёвую квартиру и предлагать оставить у него рюкзаки. Откуда-то нарисовался Аран, молодой парень в галстуке и белой рубашке, представившийся гидом и предложивший бесплатно показать нам город. Потом целый вечер ходил за нами по городу, временами надоедая. Но всё же пользы от Арана было больше: рассказал про город, нашёл нам квартиру за 5 000 драм возле автовокзала. Только меня почему-то боялся, потому что я задавал много вопросов. Часто спрашивал: "вы не записываете на диктофон мой ответ?" И на всякий случай шёл от меня в нескольких метрах, посматривая на мои руки.
После того, как мы оставили вещи на квартире, отправились на вечернюю прогулку по Степанакерту. С нами был гид Аран и ещё одна девушка по имени Аруз, армянка из Екатеринбурга (Россия), капитан МВД. Как следователь-криминалист, она сразу раскусила Арана — гид-самозванец, без сертификата.
Центральная улица города называется Азатамартикнери. Легко запоминается, вы согласны? )) Она довольно оживлена и на ней сосредоточены основные административные здания и учреждения. Много можно увидеть молодёжи и полицейских.
Улица Азатамартикнери упирается в центральный парк, на территории которого находятся аттракционы и красивый фонтан, окружённый скамейками и цветами.
Если внимательно посмотреть, то можно увидеть за блеском центральной улицы настоящую реальность — бедность и обыденность столицы. Большинство жителей Нагорного Карабаха живут на очень маленькие деньги.
Закончилась наша вечерняя прогулка в кафе, где мы втроём посмотрели футбольный матч Украина — Швеция в рамках чемпионата Европы. За соседним столиком за сборную Швеции болел турист из Швеции, который после забитого шведами гола встал на ноги и бурно выражал эмоции. После этого смотрел в нашу сторону и говорил: "сори, сори". Когда окончился матч победой сборной Украины, мы уже говорили шведу: "сори, сори." Он был сильно расстроен, но предложил угостить нас пивом, потому что команда Украины победила. От пива пришлось отказаться. так как была уже ночь.
По ночному Степанакерту мы со Святославом безопасно добрались до нашей квартиры в частном секторе. Это был дом, в который во время войны попал снаряд и разрушил его. Но сейчас всё в порядке, даже душ есть.
12 ИЮНЯ
Утром совершили прогулку к основной достопримечательности города, символу Арцаха — монументу "Папик и Татик" (по-армянски). А в просторечии — "Бабушка с дедушкой". Это неофициальный символ Нагорного Карабаха, до того популярный, что изображается на гербе, орденах и почтовых марках НКР. В настоящее время подвергнут небольшой реконструкции.
Мы думали, как успеть до отправления автобуса в 10-00 получить аккредитационную карту в МИД НКР, которое начинает работу в 9-00? А тут вовремя подвернулся добровольный помощник в районе автовокзала, познакомивший нас с таксистом, готовым отвезти в Ереван за 6 000 драм (автобус 5 000 драм). Мы объяснили ситуацию с МИДОМ. Таксист нам в ответ: "Нет проблем. Мой брат заместитель министра иностранных дел НКР. Я вас отвезу в МИД, он поможет, я подожду и поедем в Ереван". Вся процедура заполнения и получения аккредитационной карты заняла 10 минут для всех троих: меня, Святослава и Аруз, которая согласилась ехать с нами на такси.
По пути таксист охотно останавливался нам в интересных местах, чтобы мы могли посмотреть и пофотографировать. Запомнился Бердзор, бывший Лачин, город, находящийся в полоске земли, отвоёванной армянами у азербайджанцев. Именно здесь шли ожесточенные бои, которые завершились осенью 1992 года освобождением Лачинского коридора, позволившего наладить беспрерывную коммуникацию между НКР и Арменией. Мы посетили братскую могилу, на которой написаны имена захороненных в ней армян.
На выезде из НКР наш таксист сфотографировал нас возле памятного знака.
Нагорный Карабах, 19 по счёту территория в моей коллекции стран мира, остался позади.
(Продолжение следует)