Наверное именно около этой горки я поняла, почему как завороженная брожу по ГУМу и не могу заставить себя уйти. Она будит смутные воспоминания о центральном зале Детского мира и детском восторге при виде такого невероятного игрушечного изобилия. И эти сифоны, из которых продавцы наливали сок — они оттуда же, из того же давным-давно ушедшего мира.
В ГУМе воссоздается никогда не существовавший на самом деле мир, такой, где знакомые атрибуты советской жизни сочетаются с товарным изобилием современной России. Этого мира никогда не было — он существовал только на страницах журнала Огонек и Книги о вкусной и здоровой пище. А еще он оказывается существует на задворках памяти, правда без напоминаний в виде знакомых, но забытых предметов его почти невозможно извлечь оттуда. Тем удивительнее вновь в него окунуться — не в виде смутных детских образов и не через кадры тоталитарного кинофильма, а вот так, живьем, воочию, всеми пятью чувствами.
Ну что, пошли?
Первое, на что я наткнулась — выставка старых игрушек. Вы помните, как назывались вот эти куколки? Ну конечно: неваляшки. А может быть, кто-нибудь знает, почему сейчас нет неваляшек? Или все-таки есть?
Фаст-фуд стилизован под 1957 год — год фестиваля молодежи. А столовая 57, говорят, действительно была в ГУМе в это время, но только не для простых смертных.
"Исторический туалет" воспроизводит атмосферу столетней давности. Сплошной мрамор, раздевалка, уборщицы в фартучках и прочие прибамбасы.
Гастроном номер один впечатляет не только натюрмортами в стиле Книги о вкусной и здоровой пище
Но и знакомыми, хотя и основательно забытыми этикетками. Удержаться и ничего не купить невозможно.
Ну вот и все. Над потолком конструкции Шухова темнеет небо, зажигаются фонари в магазине, а я все-таки заставляю себя двигаться к выходу.