Тихо вокруг.
Сопки покрыты мглой.
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой...
Эти слова, знал весь довоенный Советский Союз, этот вальс звучал на всех танцевальных площадках нашей необъятной Родины и уже позже, на фронтах Великой отечественной войны, в минуты затишья, эта прекрасная музыка лилась из стареньких грамофонов, поднимая боевой дух бойцов Советской армии, он заставлял не терять дух и верить в скорое возвращение к своим истокам,помогал любить и быть любимыми!!!
Еще большую актуальность, в плане патриотизма, этот вальс получил уже в 1945 году, после победы Советского Союза над Японией.
Официальных вариантов стихов, было около пяти, первый вариант стихов относится к 1906 году,а самый последний был написан в 1945 году но музыка всегда оставалась неизменной... Ее автором был Илий Алексеевич Шатров- музыкант от Бога и капельмейстер по призванию.
Двадцатилетний подпоручик Шатров, принимает на себя командование оркестром Мокшанского полка, расквартированного в Екатеринбурге. Грянула война с Японией и полк отправляют в осажденный город-крепость Мукден. На одинадцатый день осады, поступила команда: — Оркестр и знамя — вперед! И остатки полка под музыку прорывали блокаду крепости. За проявленное мужество подпоручик Шатров ...Высочайшим указом был удостоен золотого ордена Станислава третьей степени — за храбрость и хладнокровие, с которыми он шел, ведомый музыкой, на вражеские пули. Видя гибель своих товарищей, вдали от Родины, у капельмейстера начали возникать образ будущего произведения. Первоначальный вариант вальса назывался "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии". Окончательно вальс был закончен в Самаре, в 1907 году, в том виде, в котором мы можем слышать его сейчас и получил окончательное название"На сопках Маньчжурии". Илья Алексеевич, не раз говорил, что этот вальс не иллюстрирует ни батальные сцены, ни Дальневосточье, то что он хотел передать посредством музыки- это объяснении в любви к своей Родине, которая далеко.
После Октябрьской революции 1917 года, Шатров вступил в Красную Армию и продолжал руководить оркестрами. С 1935 по 1938 год Илья Алексеевич руководил оркестром тамбовской Объединенной краснознаменной кавалерийской школы, затем по возрасту был уволен в запас в звании техника-интенданта I ранга, жил и работал в Тамбове.
Грянула война... в 1941 году вальс "уходит на фронт" — вместе со своим автором, скромным военным капельмейстером. Об этом Е. Евтушенко и Э. Колмановский напишут в своем "Вальс о вальсе", много лет спустя: "Вальс воевал, он в шинели шел запылен, вальс напевал про маньчжурские сопки... ". А под Шатрова танцевали в прифронтовых лесах, когда молодость и жажда жизни брали свое, когда надо было хоть ненадолго забыть о смерти, о завтрашнем бое...
После Победы Илья Алексеевич возвращается в Тамбов. Он — гвардии майор, награжден боевым орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу" и "За боевую доблесть". Дальнейшее свое служение армии и музыке военный дирижер Шатров продолжает в Тамбовском суворовском училище. Его земной путь завершился в 1952 году. Упокоен Илья Алексеевич на Воздвиженском кладбище, в Тамбове. Его могила находится неподалеку от воинского мемориалаВоинский мемориал
Над могилой — плита из белого мрамора с надписью золотом:
"Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса "На сопках Маньчжурии".
Установлены мемориальные доски на здании бывшего Тамбовского военного авиационно-инженерного института, на домике, в котором жил Илья Шатров.