Вы не замечали как иногда бывают живучи стереотипы? Как трудно порой избавляться от раз навязанного и глубоко засевшего в подсознании.
Вот пример. Задайте себе вопрос: «Донбасс — это что?». Думаю, что большинство, не задумываясь, скажет в первую очередь: — один из самых экологически грязных промышленных районов Украины, или более образно: — это, прежде всего, шахты, терриконы и угольная пыль. Это и есть первый стереотип.
Другие вспомнят, что Донбасс — это степной край. Помните, как в песне любимой поется:
**Спят курганы тёмные, солнцем опалённые, и туманы белые ходят чередой…
Через рощи шумные и поля зелёные вышел в степь донецкую парень молодой**
Это другой стереотипный образ.
И мало кто знает, что есть, так сказать, третья ипостась Донецкого края — природные заповедники, меловые скалы доисторического периода, таинственные и потому загадочные каменные нагромождения среди когда-то девственной степи... При встрече с ними возникают устойчивые, совершенно отличные от предыдущих ассоциации.
Увидеть, приоткрыть для себя хоть чуть-чуть незнакомый образ Донбасса было целью нашего полуторасуточного путешествия из Киева в Святогорск.
Мой первый рассказ о древнем горном массиве, который в начале ХVI столетия получил название: «Святые горы», о местности, увидев которую воочию, могу сказать: — глаза мои не нарадуются, глядя на эту дивную красоту, проникнутую особым светом ...
Святые горы – это белые меловые скалы, реликтовые сосны и лиственный лес, живописные ущелья и крутые обрывы над рекой на территории небольшого четырех километрового участка правого берега Северского Донца между селами Богородичное и Татьяновка. С 1997 года — Национальный природоохранный парк «Святые Горы».
Северский Донец самая большая и наиболее живописная река Восточноевропейской равнины, очень хороша и удобна для отдыха. Кстати, именно Северский Донец, а вовсе не г. Донецк (ранее – Юзовка), дал название этому краю – Донбасс. Тяжело поверить, но каких-то 300 лет тому назад Донецкий край, теперь один из наиболее густонаселенных и промышленно развитых районов мира, называли Диким полем. В те давние времена здесь проходила южная граница Московского царства: сюда из городов Рыльска и Путивля выставлялась боевая стража, охранявшая страну от набегов крымских татар. С XVI века Святые Горы уже неоднократно упоминаются в русских летописях, переписях донецких сторож.
Удивительно живописная местность — Святые горы, — сегодня находится в административных границах Славянского района и города-курорта Святогорска Донецкой области. Добраться сюда можно поездами Донецкого и Луганского направления, доехав до города Славянска, а оттуда маршрутками, автобусами или такси до города Святогорск.
Над гладью реки Северский Донец нависают меловые холмы высотой 80-100 метров (от уровня реки), поросшие густым лесом, который составляет основную ценность Национального природоохранного парка «Святые горы».
Река волшебной лентою не спеша вьется у подошвы лесистых Святых гор. Когда мы приехали к месту назначения, я страшно расстроился: — над рекой клубился довольно сильный туман и начинал накрапывать мелкий дождь. Но, несмотря на каприз природы, я был просто шокирован открывшимся видом. Я не писатель, не художник и поэтому мне трудно описать с достаточным пиететом то, что увидел, глядя на реку туманным утром.
Уже потом, по возвращению домой, в Киев прочитал у Андрея Николаевича Муравьева очерк о Святых горах, написанный в 1851 году, и нашел в нем описание той картины, что открылась мне: «Отрадно и свежо украинское утро, когда первые лучи его золотят, в лесной чаще, тот же белый призрак, увенчанный храмом; Донец, встрепенувшийся от ночного сна, покрывается весь серебристою зыбью, широкие тени лесов сходят к нему, по уступам береговых холмов, мало-помалу проницаемых лучами дня».
О притягательной силе природы Святогорья писали многие писатели, поэты, но, пожалуй, лучше других сказал В. И. Немирович-Данченко в 70-х гг. XIX в.: «Я видел Соловецкие острова с Анзерской горы, Заволжье с откоса в Нижнем, панораму Урала с Растеса, Заднепровье с Киево-Печерских высот, волшебные равнины Аварии и Койсу, целое море Балкан с орлиного гнезда на св. Николае, счастливые долины Гирловского султанства с Дервиш-горы, но если бы теперь мне еще раз пришлось полюбоваться на эту громадную картинку с меловых скал Святогорских, я, несомненно, многое забыл бы ради нея».
Северский (Сивирский — по старинному) Донец был Кастальским источником для Тютчева, Чехова, Бунина, Цветаевой, Немировича-Данченко, Репина... (По древнегреческому сказанию, преследуемая Аполлоном нимфа Касталия бросилась в ручей. Аполлон дал ручью чудесную силу: кто из него пил, становился поэтом).
Антон Павлович Чехов, будучи на Цейлоне (сейчас Шри-Ланка) назвал эту страну Раем. (цитирую по olgavar turbina.ru/authors/OlgaVar/jo…) и это так. А вот побывав в Святых горах и Святогорской обители назвал Святогорье «Донецкой Швейцарией». Только гений может так написать: «Пейзажи волшебны. Напоэтизировался я по самое горло: на пять лет хватит».
А вот эти пейзажи, увиденные в южной части Святых гор, напомнили мне Тосканские виды oskinpavel, который в своих фотоработах ищет пути совершенства природы.
На мой взгляд, виды вполне конкурентны и по своему поражают умиротворенной красотой Донецкой земли.
Интересно геологическое прошлое этой территории. Много миллионов лет назад здесь шумело теплое море. Останки вымерших морских животных и растений способствовали накоплению осадочных пород: песчаника, известняка, мела. Во второй половине третичного периода, вследствие интенсивного поднятия суши, начался процесс образования складок горных пород и оформления долин Северского донца и его многочисленных притоков. Ученые исчисляют возраст территории, входящей в состав Национального природоохранного парка «Святые Горы» примерно 70-100 млн. лет.
Прошли миллионы лет, пока появились первые наземные растения. Меловые толщи морского дна за это время покрылись третичными песками и четвертичными лёссовыми суглинками, на которых постепенно формировался почвенный и растительный покров. Флора сформировалась из сухолюбивых растений Средиземноморья. Растения меловых гор — представители доледниковой, ледниковой и послеледниковой эпох.
Самую большую ценность представляет собой реликтовое растение — сосна меловая, занесенная в Красную книгу Украины.
На территории парка-заповедника площадью более 40000 га сохранилось более 700 штук деревьев сосны меловой в возрасте более 100 лет. К большому сожалению, я не увидел в районе Святой Обители ни одного экземпляра реликтовой сосны из числа столетних, о которых говорят, что они особенно красивы, их зонтиковидные кроны напоминают знаменитые итальянские пинии. Причина, по всей вероятности в том, что придонцовские леса до начала XX века хищнически эксплуатировались. Во-вторых, значительная часть меловых боров была уничтожена во время войн, лесных пожаров и стихийных бедствий в первой половине XX века. "Помогает" ухудшению ситуации наступление дубрав, а дуб, оказывается, — главный конкурент сосны.
В кустарниковом ярусе меловых гор господствует скумпия, также реликтовое растение. Скумпия обыкновенная — это красивый кустарник с багряной листвой и с розовыми, напоминающими комья пуха, плодами , который когда-то называли «святогорским листом». В ХVII в. монахи поставляли этот лист на царские сафьяновые заводы в Москву и Среднюю Азию. Произрастает на склонах Святых гор и Свидина Кроваво-красная — лиственный кустарник с кроваво красными и бордовыми листьями осенью.
Сфотографированный мною кустарник — это одно из двух, выше перечисленных растений. Как бы там ни было — очень красиво и повсеместно оживляют своим багряным цветом склоны Святых гор.
В состав флоры Святых Гор входят: реликтовая береза мелкочешуйчатая, тополь белый, ольха черная, дуб, ясень, клен, липа, груша лесная, яблоня лесная, осина, вяз и другие виды деревьев а также множество травянистых эндемиков.
Вот и подошел к концу мой рассказ об осенней пасторали, попытка показать идеализированную картину под названием Осенний поцелуй после жаркого лета и, которая лишний раз подтвердила для меня непреложную истину: " Природа является Божьим даром, попрание которого есть вызов, брошенный не только Божественному творению, но и Самому Господу"