Ровно катясь по дороге, преодолевая небольшие подъемы и спуски, притормаживая на поворотах, проезжая мимо ухоженных полей и садов, небольших домиков с мальвами и георгинами, наконец автобус "взяв" последний продолжительный подъем, остановился на остановке в Подгорцах. Нам подсказали:"Тут выходыть". Да мы уже и сами догадались: в окне автобуса промелькнуло что-то большое, с колоннами и фигурами, необыкновенно красивое. Мы, вышли из автобуса и от неожиданности замерли: чего не ожидали, того не ожидали. В простой украинской деревушке перед нами стоял настоящий шедевр. Это был костел - часть замкового комплекса в Подгорцах. Не могу сказать проходила ли дорога непосредственно через замковый комплекс в 18 веке, но сейчас она лежала прямо перед костелом, и казалось, что костел выстроен на ее обочине.
Под впечатлением увиденного мы, минуту поразмыслив, рассудили так: время - половина пятого. Костел мы еще успеем посмотреть, а вот замок могут закрыть. И мы, сделав несколько кадров, направились в замок, нисколько не подозревая, что замок закрыт давно и надолго, что реставрационные работы остановлены, и что о внутреннем его посещении даже не надо мечтать.
...Назад мы вернулись спустя полтора часа. Вокруг костела было тихо и безлюдно... Красивые ажурные ворота были закрыты. Но как хотелось подойти поближе к костелу! Я взялась за ручку и... - без всякого труда ворота открылись.
Ровная каменная дорожка, через которую пробивалась подстриженная травка, вела к двери костела. Такая же травка росла по обе стороны от дорожки и создавала сплошной густой ковер вокруг всего здания. Справа от дорожки стоял высокий крест с распятием Христа, а за ним - звонница.
Звонница была новой, сделанной из металла и только с одним колоколом. На колоколе высечено:
УГКЦ Парафия блаженного Миколая Чарнецького
с. Пидгирци
На славу Божу.
История и время распорядились таким образом, что в последние годы здание костела используется Украинской греко-католической церковью. Сначала мы удивились. А потом, чем больше на нашем пути появлялось городов Западной Украины, тем больше мы встречались с похожим явлением. И тогда все стало ясно: поляков-католиков в Западной Украине просто не осталось.
Находясь на территории бывшего костела в Подгорцах, мы любовались его общим величием и наслаждались отдельными деталями.
Римско-католический костёл Воздвиженья и св. Иосифа строился по заказу гетмана Вацлава Жевуского в 1752—1766 годах, как семейная усыпальница.
Костёл построен по проекту итальянского архитектора и скульптора Бернардино Цаноби де Джианнотиса, или же Романуса, как называли его в Польше, где он работал. Сам Вацлав тоже увлекался архитектурой, и есть версия, что он сам набросал эскизы будущей усыпальницы, пожелав иметь в Пидгирцах нечто подобное знаменитой базилике Суперга в Турине.
Вацлав распорядился расположить костел в 300 м от дворца, тем самым ввести его в замковый ансамбль и замкнуть главную липовую аллею.
Костел выстроен из кирпича и кажется не большим. Но так только кажется. На самом деле он представляет собой ротонду в стиле итальянского барокко с диаметром 12 м . Высота костела 30 метров. Главный фасад украшает портик из 14 колонн коринфского ордера. Портик венчают семь скульптур святых-покровителей, выполненных с большим мастерством из песчаника. Знатоки находят в ликах святых черты рода Жевуских. Изваяния сделали скульпторы Фесингер и Леблас.
Ранее святых было восемь, но одна из скульптур погибла во время войны. В нее попал снаряд, когда пытались «снять» немецкого снайпера, засевшего на крыше. Повредили также купол и северо-восточную стену костела. Чуть ниже недостающей скульптуры, слева, теперь выросло дерево, которое своей кроной загораживает прореху.
Возле костела сохранилось несколько скульптур. Когда-то немного дальше от костела был разбит аккуратный цветник с симметричными клумбами. С тех времен сохранились две высокие колонны, увенчанные статуями Девы Марии и Иосифа, а на месте цветника - вытоптанный газон и пристанище для автомобилей...
...Мы разглядывали костел со всех сторон довольно долго и собрались было уже уходить, так как были уверены, что он закрыт. Но каким же было мое удивление, когда от небольшого усилия массивная дверь открылась, и я услышала пение. В костеле шла служба!
Прихожане стояли с поднятыми вверх руками и пели молитву... Их было не много - мужчины и женщины - человек 12. От неожиданности увиденного мне стало не по себе. Я как будто проникла в чужую тайну. Разглядывать интерьер, и тем более его фотографировать, я не решилась. Постояв минуту, я повернулась и тихо вышла, так же тихо закрыв за собой дверь...
Дома, перечитывая литературу о костеле, я нашла информацию, что интерьер костела был расписан в 1765—1766 годах художником Л. Смуглевичем и его сыном. Позднее роспись храма продолжили четыре мастера из Жовквы: Демьян, Войцех, Костентин и Николай, и двое львовян: Гургилевич и Витанецький. Нашла и фотографии: расписанный купол, внутреннее убранство.
...Долгое время костел оставался замковым, а с 1861 года стал использоваться как приходской. Во времена Первой мировой и во время 1919-1920 годов Подгорцы были на первой линии фронта, но костел практически не пострадал.
В 1944 году, как я уже говорила, купол храма и северо-восточная стена были повреждены артиллерийским снарядом. В 1945 году святыню закрыли.
Как бы там ни было, но все же историческому памятнику не дали погибнуть. Его стали реставрировать. Реставрация здания происходила в 1976-1979 годах под руководством архитектора И. Старосольского. Костел передали греко-католикам.