Если свернуть со знаменитой Ла Рамбла немного в сторону, то взгляд сразу же выхватит из окружающих зданий это эффектное творение, которое выбивается из общего архитектурного стиля.
Когда я впервые увидела это здание, мне и в голову не могло придти, что его спроектировал Антонио Гауди. Перед этим я познакомилась с его Саграда Фамилия и парком Гуэль, Касо Милой и Каса Бальо. А этот дворец не вписывался в сложившееся у меня представление о его творчестве. Но я была от него в восторге! Уже потом, отойдя в сторону и подняв голову, увидев крышу, я поняла — это Гауди.
Здание произвело на меня впечатление и мне, как всегда, захотелось узнать о нём побольше. А значит начинать нужно с заказчика и автора этого творения и их отношений. Потому что равнодушный человек построить такого просто бы не смог.
Дворец Гуэля был построен архитектором Антонио Гауди по заказу его друга и покровителя, промышленника и землевладельца Эусебио Гуэля.
Эусебио Гуэль был сыном человека, который выбился из низов и стал одним из богатейших людей Барселоны. Впоследствии сам Гуэль женился на богатой наследнице, чем приумножил своё состояние. Когда Гауди разрабатывал для Гуэля фамильный герб, на нем появился неожиданно откровенный девиз: "Abir Pastor Avui Senyor" — "Вчера пастух, сегодня господин."
Гуэль был очень образованным человеком, он ценил искусство, был меценатом и играл активную роль в культурной жизни Барселоны. Он был спонсором театральных и оперных постановок, помогал поэтам, активно поддерживал нескольких каталонских художников. Гуэль и сам был талантливым акварелистом и живописцем.
На Гауди он обратил внимание на Парижской выставке 1878 года и уже что-то знал о его творчестве. Поэтому вопроса о том, кто станет архитектором его нового дома не возникало. Строительство было связано с тем, что Эусебио Гуэль унаследовал от своего отца дом в южной части бульвара Рамбла и он решил построить свой новый городской особняк, который соединялся бы со старым семейным домом крытым переходом. Именно поэтому для постройки дома был выбран не фешенебельный район Эшампле, где тогда возводилось большинство дворцов новой элиты Барселоны, а квартал Рамблас, который в те времена пользовался довольно сомнительной репутацией.
Гауди с азартом берётся за дело. Он питал к Гуэлю безграничное уважение, называл его истинным аристократом, человеком необыкновенной чувствительности и превосходных манер, новым Медичи. Гауди нравилось отношение Гуэля к деньгам: "Гуэль — джентльмен, человек, у которого есть деньги, который не хвастается и умело распоряжается ими, другими словами, senyor". Им было разработано около 25 проектов одного только фасада.
Он понимал, что одно из стремлений Гуэля – поразить знакомых, а потому разработанный им проект получился необычайно красивым и восхитительным, а архитектура отличалась таким насыщенным содержанием и красотой, что наиболее адекватным для его описания оказалось именно слово "дворец". Здесь смешались традиции, так традиционная для дворцов Средневековья прямоугольная конструкция – и нестандартная, параболическая арка, здесь классика гармонично дополняется некоторой загадочностью, даже мистичностью.
Гауди приступил к работе осенью 1885 года. Дворец стал первым зданием, построенным им в самом центре Барселоны.
Четырёхэтажное здание, получившееся в итоге, с первого взгляда может показаться достаточно строгим, оно лишено декора, однако, рассмотрев детали, осознаёшь, что богатство и роскошь великолепно подчёркнуты монументальностью строения и элегантными деталями. Фасад облицован мраморными плитами серого цвета, (который добывался в угодьях Э. Гуэля в 30 км к югу от Барселоны, в районе Гарраф).
Въезд в виде параболических арок закрыт массивными кованными воротами, на каждых ажурной вязью искусно переплелись в единый орнамент инициалы заказчика. Такое искусное переплетение кованых решеток, петель, лент, растительных и цветочных мотивов вызывает восхищение. Это подлинный шедевр кузнечного искусства. Рассказывают, что во время установки этого кованого орнамента на фасад дома Гуэль и Гауди, наблюдавшие за работами с противоположной стороны улицы, увидели, как какой-то прохожий остановился перед скульптурой со словами: "До чего странная вещь!" Гуэль тогда сказал: "Теперь она нравится мне даже больше". Хотя это высказывание Гуэля приводят и при других ситуациях.
Вообще же въезд получился достаточно патриотичным – между воротами Гауди поместил двухметровый кованый железный фонарь в виде полосатого герба Каталонии, увенчанный своеобразным шлемом с крылатым орлом (предполагают, что на самом деле скульптура изображает гнездо молодого орла — расправляющего крылья символа Каталонии). Этот герб выковал для Гуэля помощник Гауди, мастер кузнечного дела Жоан Оньос.
И это действительно было патриотично. Дело в том, что, несмотря на то что Каталония считалась провинцией Испании, по существу она была отдельной самостоятельной страной, имеющей свои давние языковые и культурные устои, а также многовековую традицию борьбы за права на самостоятельность и автономию.
Относительную автономию Каталония смогла получить только после смерти Франко. Таким образом, расцвет творчества Антонио Гауди приходился на период обострения каталонского конфликта в Испании. А потому решение поместить герб Каталонии в композицию дворца Гуэль не было для Гауди случайным или спонтанным. Этим он проявил патриотизм человека, горячо любящего родину и стремление отдать дань народу, сумевшему сохранить свою самобытность. Это было своеобразным призывом призывов к борьбе за независимость Каталонии. В этом с ним был солидарен и Гуэль. Неудивительно, что в глазах высокопоставленных гостей, прибывавших в Барселону из Мадрида, чтобы взглянуть на это чудо архитектуры, подобное декоративное решение воспринималось как провокационная выходка.
К верхним этажам фасад становится более спокойным, однако завершающие дворец фронтоны и терраса на крыше, по которой можно было гулять, производят весьма сильное впечатление. Именно здесь угадывается стиль Гауди, попадаешь в настоящий музей, где печные трубы принимают образ диковинных скульптур, ярких, красочных, оригинально облицованных осколками керамики и природного камня и гравием.
Хотя. на мой взгляд, терасса не совсем сочетается с остальным обликом дворца.
Задний фасад особняка Гуэля выходит на внутренний двор и оформлен еще более скромно, чем главный фасад, но тоже оригинально. Здесь главенствует большой выступающий эркер со скамьей внутри. С внешней стороны он отгорожен решеткой из подвижных пластинок ("венецианскими ширмами", или деревянными жалюзи, которые были устроены архитектором, чтобы не смущать обитательниц расположенного по соседству монастыря).
Интерьер дворца также получился совершенно оригинальным. Уже попадая в центральный зал или главные гостиные по величественной лестнице, гостям становилось ясно, что на всё это царское великолепие денег явно не жалели. Сто двадцать семь известняковых колонн, каждая – отличная от других, замысловатые конструкции из металла, которыми декорировались комнаты, деревянные детали инкрустировались фрагментами из черепахового панциря, чёрного дерева и слоновой кости, декоративные орнаменты по разным породам дерева. Одна комната была декорирована буком, другая – облицована эвкалиптом, в двух гостиных потолки были украшены резным рисунком из дерева, на балках – украшения в виде листьев из серебра и золота – без сомнений, всё это было дорого и требовало немалого труда.
Отсюда ясно, что дом был не просто дворцом, но одновременно еще и метафорой возвышения, напоминавшей о социальном и экономическом восхождении самого Гуэля: из темного подземелья к празднику красок. Нижний этаж, отмеченный суровостью серого мрамора, ярко контрастирует с буйством цветов и причудливых форм печных труб на верхней террасе.
Подвальный (цокольный) этаж выглядит очень древним и напоминает лабиринт.
Оно перекрыто уплощенными сводами, которые поддерживают мощные столбы. Эти массивные опоры — единственные колонны в доме, выполненные не из известняка, а из простого необлицованного кирпича. Подвал дворца Гуэля — одно из немногих спроектированных Гауди помещений, которые архитектор решил оставить с оголенными стенами. Во время Гражданской войны в Испании подвал использовался как камера пыток.
Завершено строительство было в 1888 году, но ещё два года Гауди что-то доделывал, исправлял.
В 1944 году здание дворца Гуэль было приобретено Депутатским советом Барселоны. В настоящее время в его стенах открыт Музей сценического искусства. В его холле располагаются бюсты Антонио Гауди и дона Эусебио Гуэля, автора и заказчика. Мебель, когда-то находившаяся в доме и принадлежавшая хозяевам, в настоящее время экспонируется в Музее Гауди, что в парке Гуэль.
Внутри дворца мне побывать, к большому сожалению, не удалось. А хотелось бы посмотреть.
Поэтому я довольствовалась старыми фото взятыми с сайта дворца.