Гуляя по Брюсселю, любуясь его памятниками, вспоминаю истории, с ними связанные.
В парке Лакен мне очень нравится вот этот монумент Леопольду I — человеку с невероятной, фантастической судьбой!
Сын владетелей крошечного немецкого княжества. Да ещё и младший сын! Какая судьба ждала его? Только военная служба в одном из европейских государств и женитьба на немецкой принцессе с богатой родословной, но скромным приданым. Но что-то в нём было такое!
Портрет Леопольда I Саксен-Кобургского. Джордж Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Я думаю, не только внешность. Хотя и внешность тоже. Про него Наполеон напишет: Это самый красивый молодой человек, которого я когда-либо видел в Тюильри.
Новое время — Наполеоновские войны, круто изменили судьбу Европы, а заодно и судьбу этого принца.
Но всё начиналось вполне, можно сказать, буднично. Он, вынужденный искать "счастья и чинов" заграницей, служил генералом в России, воевал против Наполеона. И вдруг — перст судьбы! Взаимная, романтическая любовь и он женится... на наследнице английского престола! Но, страшный удар! Жена — принцесса Шарлотта, умирает от родов и он опять никто. Его время пришло только через 14 лет. Как? Почему? Невероятное хитросплетение политических интересов великих держав Европы и он стал, в результате выборов в 1831 году, первым королём Бельгии. На белом коне въехал в Брюссель! Сказочная история! Основал королевскую династию, которая правит в Бельгии до сих пор.
Памятник выполнен в виде необычного девятигранного шатра. Девять его частей символизируют девять провинций, из которых тогда состояла Бельгия. А сама форма шатра в неоготическом стиле напоминает мне грандиозный памятник Вальтеру Скотту в Эдинбурге и, конечно, — Мемориал Альберта в Лондоне. Кстати, Леопольд был родным дядей королевы Виктории и очень её опекал, давал политические советы и она нежно называла его вторым отцом.
А вот ещё один памятник, по которому можно изучать историю. Как же всё переплетено в ней!
Готфрид Бульонский — обладатель совершенно необычайного титула — Хранителя Гроба Господня, один из руководителей Первого Крестового похода. Когда был взят Иерусалим и его провозгласили правителем Иерусалимского королевства, он отказался короноваться и носить титул короля в городе, где Христос был коронован терновым венцом. Он только принял этот почётный титул Хранителя (Защитника) Гроба Господня.
Но почему памятник ему здесь, в центре Брюсселя?
Дело в том, что, когда в 1831 г. Бельгия стала независимым государством, политикам нужно было найти национальный символ — исторического героя. Это удивительная история, когда вновь образованное государство ищет героя! И нашли! Готфрида Бульонского. Его родовой замок Бульон в Арденнах находится и сейчас в составе Бельгии. А тогда, для того, чтобы снарядить отряд в 20 тыс. воинов, он продал его за три меры золота и 1300 мер серебра и отправился в Первый крестовый поход первым!
Легенды о нём слагались со времён Крестовых походов. По некоторым сведениям, Готфрид сражался на стороне императора Генриха IV в его борьбе с харизматичным Папой Григорием VII (знаменитое Хождение в Каноссу). Поэтому возникла версия, что его личный энтузиазм, проявленный в крестовом походе был связан с тем, что он хотел снять со своей души грех противостояния самому Папе Римскому.
Из таких вот историй, как из пазлов, складываются целые картинки.
В сквере Малого Саблона, напротив церкви, всем хорошо знаком памятник жертвам испанского владычества — графам Эгмонту и Горну, казнённым в 1568 г.
Невероятные превратности судьбы! Граф Эгмонт — представитель знатнейшего рода, блестящий военачальник, приближённый самого императора Карла V. Именно он, граф Эгмонт, был доверенным лицом сына Карла V — короля Филиппа II на свадьбе "по доверенности" с Марией Тюдор Кровавой! И — вот итог! Кровавая расправа герцога Альбы, который приговорил к смерти кроме графов Эгмонта и Горна, осмелившихся писать всего лишь петиции королю, ещё 8948 человек!
А памятник цеховому мастеру Франку Аннесенсу, выступавшему против австрийского господства и казнённому в 1719 г., мало кому известен.
Ещё одна горькая и мрачная страница в истории Брюсселя.
А это памятник королю Леопольду II — сыну Леопольда I.
Чем же он интересен? Очень предприимчивый, деятельный человек, чрезвычайно успешно занимавшийся частным бизнесом. Что абсолютно не типично для монарха. Баснословно богатый человек. Что меня поразило, Государство Конго, где он добывал сырьё для производства каучука, одно время было его личным (!), а не бельгийским владением.
Он был тестем кронпринца Рудольфа — сына знаменитой Сиси. Дочь Леопольда Стефания была замужем за несчастным Рудольфом.
И в личной жизни он был очень предприимчив. Пишут, что у него было много увлечений. Упомяну лишь об одном.
Однажды в театре он увидел балерину Клео де Мерод. Она потрясла воображение Леопольда. Не удивительно! Клео де Мерод — балерина, первая фотомодель в истории, была одной из самых красивых женщин Прекрасной эпохи. Весть о романе короля с Клео быстро облетела Европу и парижане окрестили бельгийского короля Клеопольдом. Говорят, что королю, который был на 38 лет старше Клео, льстило это имя. Этого нельзя сказать о красавице-балерине. Клео де Mерод упорно протестовала против сплетен и пыталась доказать, что не было никакого романа, был лишь букет роз. Но существует красивая легенда, что Клео де Мерод подсказала подарок, который он бы мог сделать для неё и для... Парижа. Это было метро, одна из линий которого была проложена в 1900 году на средства бельгийского короля.
Ещё один штрих. Леопольд большое внимание оказывал строительству городов и получил прозвище "король-строитель". При нем были сооружены Королевские Оранжереи в Лакене, Японская башня, Китайский павильон, Музей Конго, Юбилейная Триумфальная Арка в Брюсселе и знаменитый железнодорожный вокзал в Антверпене. Вот такой король.