Отмотав примерно 200 км от Мурманска строго на запад по северной дороге, мы сделали небольшую остановку с открывшимся видом на индустриальный город Никель. Перекусить, осмотреться и встретиться в городе с представителем заповедника "Пасвик", который должен был нас сопровождать дальше.
Первое впечатление от города мы получили с обочины на краю переработанной породы комбината "Печенганикель", входящего в одно из крупнейших предприятий России "Норильский Никель".
Ассоциация с одноименной книгой Стругацких возникла не случайно; обстановка благоприятствовала тому, передавая ощущения подобные ощущениям сталкера, путешествующего по Зоне.
Комбинат, выпускающий в небо темно-серые облака, был в этой Зоне центром Вселенной. Он был Богом. Он создавал облака, перерабатывал землю и тем самым кардинально менял ее ландшафт. Все было подчинено прихотям комбината. И мы как временные посетители города тоже должны были принять негласные правила, установленные Комбинатом.
Основанный еще в 1935 году, он был разрушен во время войны и восстановлен уже в 1946 году. Бродя по Зоне, зараженной или корректнее сказать созданной и переработанной комбинатом, можно найти множество свидетельств войны — блиндажи, ржавые рации, гильзы, ленты...
Таким образом один инопланетянин по имени Ленин, находящийся прямо на въезде в город, может быть причастен к созданию Комбината только косвенным образом, его ведь создавал другой инопланетянин по имени Сталин. Может быть отчасти поэтому Ленин так грустен и нервно курит в сторонке.
Внутри же города довольно чисто и аккуратно, ведь у людей, работающих на Комбинат, должно складываться ощущение, что все хорошо, что ничего не происходит, что жизнь идет своим чередом.
Пожалуй только по ночам, а в ночи мы включаем и длинные полярные ночи, темные силы города выходят на его улицы. Так все и мечутся между светлой стороной, внушаемой комбинатом, и темной стороной, о которой иногда подсказывает летаргически заснувшая совесть.
И только свободный и вольный ветер, пожалуй, не попадает под тотальный контроль со стороны Комбината и сам решает куда отнести свинцово-серые никелевые облака — в Баренцево море, в Мурманск или в Норвегию.
Норвежцы, находящиеся совсем рядом, конечно обеспокоены деятельностью Комбината. Неудивительно, ведь их северные территории в год посещает несколько миллионов туристов не считая местного населения... Но что они могут сделать?
С другой же стороны границы счет туристов идет не на миллионы, а на тысячи не доходя даже до одного десятка... Комбинат туристов не любит.
Внутри Зона напичкана как и полагается ей самыми разными ловушками — глубокими ямами, по которым течет ядовитая вода, и которые порой можно пересечь только ползком по узким бетонным стенам,
ржавой спутанной колючей проволокой и прочим металлическим мусором, который здесь конечно никто не собирает. Зачем? он ведь и так перегниет внутри зоны,
и, наконец, вязкими темно-серо-зелеными болотами из грязи, которые здесь повсюду. Попадешь сюда ночью или один и не выберешься обратно.
Ни одно живое существо не может долго существовать внутри этой Зоны. Поэтому кроме мусора и грязи она наполнена еще их останками. Может быть это даже и к лучшему, зачем бедным деревьям мучаться, когда к ним со всех сторон подступает яд.
Так или иначе, время идет, Зона существует и ничего принципиально не меняется. Комбинат продолжает свою работу, хоть и не так интенсивно как в былые годы. Население города медленно сокращается, недвижимость не продается...
И будь, как и в книжке, где-то в сердце этой зоны аппарат по исполнению желаний, чтобы вы загадали?
P.S. в Никеле был снят клип английской рок-группы "White Lies", он тоже дает некоторое представление об этом месте — youtube.com/watch?v=LQ0AFriC7… P.P.S. впрочем и надежда на лучшее для этого города равно как и Норильска остается — ng.ru/regions/2012-07-23/5_no…