Моему маленькому большому юбилею на сайте посвящается
На днях тихо-незаметно исполнилась круглая дата — год моего пребывания на Турбине. Ровно год моего творчества. Лично меня удивляет сразу несколько фактов, и то, что я так долго здесь выдержала, и то, что я по сути всё это время предавалась сочинительству, но пожалуй самым удивительным получается факт, что мои сочинения вообще нашли читателей и многим нравятся. Пересмотрев все свои работы я заметила, что с самого начала и до сих пор я пишу преимущественно о природе, с редким исключением заглядывая в города, да и в них всё равно инстинктивно больше говорю о парках и скверах. Как-то постепенно сложился мой собственный стиль. Если задуматься над вопросом "почему?" или "что меня так притягивает в этом?", то самым коротким ответом, пожалуй, будет "это свобода быть самим собой, которую даёт нам общение с природой, и которую никогда не может дать никакой город на свете".
Но сегодня, в честь своего юбилея, отступлю от своего стиля и расскажу вам совсем о другом. О политике. Нет, конечно же не о большой политике, а всего лишь о внутренней политике, да и то с точки зрения путешественника. Отступлю от своего стиля, но не от сути. Ибо речь всё равно пойдёт о свободе.
В последний день нашего летнего путешествия по американскому штату Нью-Гэмпшир, о котором я рассказывала ранее здесь Штат тысячи озёр и Жить свободным или умереть, мы посетили его столицу — город с оригинальным названием Конкорд. Немного провинциальная, совсем небольшая столица совершенно провинциального и маленького штата. Но в ней есть все обязательные атрибуты столицы — свой пешеходный центр, свои парки, свои музеи, и самое главное — свой Капитолий. Вот из-за него мы по большому счёту и заехали в этот город. Я вообще люблю рассматривать эти здания в разных штатах, в некоторые удалось заглянуть и вовнутрь, поэтому почти неизвестный нью-гэмпширский не мог стать исключением. Здесь, пожалуй, стоит остановиться подробнее для некоторых пояснений. Почему такого аполитичного человека, как меня, притягивают эти центры власти? Кроме архитектурно-эстетических причин, главным образом, наверное потому, что время от времени во мне просыпаются воспоминания о моей бывшей профессии, которую мне уже удалось почти успешно забыть. Условно назову эту профессию "прикладная юриспруденция". В ней мне приходилось ежедневно сталкиваться с разными органами власти, да и сама я являлась её представителем. Так что, иногда меня тянет заглянуть в самый центр местной власти, пусть и другого государства. Если вы не против, то сегодня можем заглянуть вместе.
Итак, мы приехали в город под названием Конкорд. Припарковали свою машину вместе с привязанной наверху лодкой в самом что ни есть центре, в пару метрах от Капитолия.
Тут же к нам навстречу подбежала представительница городской службы, одетая в униформу подозрительно напоминающую полицейскую. Ясное дело, ничего хорошего не жди, то-ли припарковали неправильно, то-ли вообще наши транспортные средства в подобном виде рядом с золотым куполом здания правительства не приветствуются. Но тут я ошиблась. Несмотря на то, что живу в американских штатах не первый год, все никак не привыкну к их заботе о простом человеческом удобстве. Местная представительница службы безопасности и соблюдения правил парковки спешила к нам, что бы сообщить, что через пару часов парковка станет бесплатной, и что бы мы зря в автомате не переплатили лишнего. Облегченно и радостно вздохнув, оставляем свою машину, и идём пешком. Welcome to democracy!
Вот и он, Капитолий, в целой своей красе, со сверкающим золотым куполом на фоне жаркого послеобеденного солнца, вместе с обязательным колоколом свободы.
Здание основательное, впечатляющее, а для города с населением чуть больше 40 000 человек даже и внушительное. Но нельзя забывать, что это всё-же столица, а поэтому к Капитолию прилагается парковая территория. Гулять по ней, несмотря на её ухоженность, в июньскую жару просто-напросто невозможно, поэтому после нескольких фото в стиле "я на фоне", направляемся прямо в само здание.Вообще-то называть это здание Капитолием в данном случае неправильно, так как официально его название звучит как "New Hampshire State House", что есть даже и понятнее и лучше — Государственный Дом штата. На этом понятии пока и остановимся. Я не люблю длинных разъяснений, полагая, что каждый понимает или сразу или совсем не понимает, несмотря на повторения. Поэтому коротко скажу, что это — место законодательных органов целого штата. Кроме того, здесь по американской традиции почти всегда находится офис губернатора штата, так что здание совмещает в себе законодательную и исполнительную власть. Истоки такой власти восходят к форме американского правления, которая называется президентская республика. Президенская республика, которая возникла на американском континенте, отличается от парламентной республики тем, что здесь президент является одновременно и главой государства и главой правительства. Более понятным языком это звучит так, что в стране, выбравшей форму президентской республики отсутствует премьер-министр, так как его функцию исполняет президент. Так сказать по совместительству. Аналогичным способом основана и региональная власть, и местом её нахождения является как правило Капитолий или в данном случае State House.
Ух, с формальностями покончено, открываем двери и входим. Что удивительно, честное слово удивительно, нет никакой охраны, службы безопасности, проверки и тому подобных неприятных вещей. Таким предстаёт взору входящего, в нашем случае туриста холл.
Вот только там, слева от входной двери есть едва заметное рабочее место единственного на всё здание представителя службы безопасности Так как он единственный живой человек на всём пространстве куда ни глянь, напрявляем к нему свои взоры и стопы. В результате выясняем, что стоит начать с посещения рядом расположенного визитор-центра. Да, да, всё чисто по-американски, чётко отлаженная система, будь то национальный парк или здание правительства, везде стоит начать именно с визитор- центра. Здесь собрана вся нужная информация и оказывается любая помощь любому посетителю. В данном случае визитор центр кроме информационной функции совмещает в себе и продажу разных сувениров. Всё для посетителей, всё для туристов! Проявления американской демократии не только не заставляют себя ждать, но и встречаются на каждом шагу, как например картонная фигура дейтсующего президента, с которой каждый может сфотографироваться. Почему-то поставлена она в самом тёмном углу, так что пришлось включить вспышку, но её отражения превратили бедного президента похожим на связанного бедолагу. Жаль, потому как хороший президент, уж точно получше предыдущего.Конечно, кроме забавы, это место больше предназначено для познания. Здесь можно познакомиться как с историей штата, так и с историей самого здания правительства. Здесь же можно заказать экскурсию по зданию. Но честно признаюсь, я не люблю американскую историю. И не потому, что вообще не люблю историю, отнюдь. Я так люблю историю, что даже в своё время целый год готовилась к поступлению на исторический факультет. К счастью, этого не произошло. Но американская история для меня неинтересна, потому что в ней слишком много тестостерона. Всем известно, что происходит в таком случае — это вечные войны, кровь, революции, красный или коричневый террор, тюрьмы, лагеря, итд. Любая крайность отрицательна, и кто знает, что бы собой принесло засилие эстрогена в истории. Но, кроме мифического острова Лесбос, история о таких примерах умалчивает и сравнить нам нечего. Поэтому так и привлекательная история Франции или Автро-Венгерской Габсбурской династии, потому что там в равном количестве перемешаны тестостерон и эстроген. И в самом деле, говорить о влиянии женщин в американской истории вряд-ли возможно. Прослушав несколько лекций на эту тему и прочитав ряд книг, мне пожалуй вспоминаются только два ярких имени — это индейская девушка Сакаджавея, помогавшая иследовать белым переселенцам земли на западе и служившая редким символом мира в отношениях белых и индейцев, и жена американского президента Элеонора Рузвельт, благодаря стараниям которой был принят закон обязывающий все жилые дома в США, как старые, так и новые, иметь туалет с ванной, принеся этим в 50-е годы прошлого века небывалый комфорт в жизнь простых людей. Закон этот был принят нелегко, так как мужчины в Парламенте очень сильно сопротивлялись этому. А вообще, женский след в американской истории настолько мал, что и не удивительно, что движение феминизма зародилось именно здесь.
Как доказательства моим размышлениям служат исторические панорамы, размещённые в визитор-центре. Вот, пожалуйста, смотрите сами — война, пожары, завоевания.
Нет уж, лучше продолжим нашу прогулку самостоятельно, полностью наслаждаясь свободой. Коридоры здания пусты
А мы поднимемся на лифте, давайте с нами, поедем сразу на второй этаж и посмотрим Зал для заседаний Сената. Я уже упоминала вначале, что штатные законадательные органы постороены по аналогии с федеральными. Так и здесь, в Нью-Гэмпшире есть своя Палата Представителей и Сенат. В зал Палаты Представителей мы не попали, но интересно было узнать, что он вмещает в себя места для 400 представителей. Оказывается, что эта цифра не отвлечённая, а говорит о многом. Представьте себе, что она занимает 3-е место в англоговорящих странах. На 2-м находится Конгресс США, а на 1-м — Британский Парламент. Ничего себе провинциальный Нью-Гэмпшир!!!А вот и Зал для заседаний Сената. Сенат же наоборот, считается четвёртым из самых маленьких в стране. Вот такие интересные сравнения, вызывающие к раздумьям...
Но давайте же посмотрим сам зал с балкона для посетителей, проникнемся его атмосферой. Зал довольно изящный, светлый, красивый, со множеством окон, с удобными столами. Кстати, стулья совсем не мягкие, и видимо для отдыха в перерывах стоят кресла и диваны по бокам зала.
Но мы находимся на балконе для посетителей.
Видимость отсюда отличная, но интересно, как здесь проходят заседания, какая слышимость? Вот появилась ещё одна парочка любопытствующих туристов, наконец-то! А мне-то уже начинало казаться, что мы абсолютно одни в целом здании, и получилось так легко вжиться в любую роль.Спустившись вниз, или поднявшись вверх, на третий этаж, можно свободно гулять по коридорам изучая по представленным на стенам портретам, местную историю. В принципе, ходить можно куда угодно.
За некоторым исключением, о котором во-время предупреждает табличкаИтак, центр законадательной власти мы посетили. Обязательная программа выполнена. Что же ещё можно посмотреть, кроме коридоров? Конечно же кабинет губернатора! Тем более, что его секретарь держит двери кабинета открытыми, наверное из-за жары и отсутствия губернатора на месте. Секретаря мы фотографировать не стали, всё же человек на работе, но кабинет главы правительства запечатлеть не преминули. Он оказался очень простым и непомпезным.
Намного уютнее выглядит место для посетителей в ожидании приёма. Честно сказать, эту роль было приятно примерить для себя.Можно по-разному относиться к американской форме правления и к государству как таковому, и я тоже отношусь ко всему этому неоднозначно, часто иронично и скептично. Но нельзя не восхититься тем уровнем свободы и демократии, который проявляется в доступности посещения любым человеком, будь своим гражданином, или просто заграничным туристом, любого государственного здания, будь-то парламент, полиция, муниципалитет или пожарная часть, которые по закону открыты для всех. Вот так свободно, без всяких запретов, ограничений, требований, без предъявления документов или пропусков. Для молодого и старого, для своего и иностранца, для инвалида и ребёнка, для миллионера и бездомного, для хорошо одетого и для неопрятного. Абсолютно для каждого. Для всех нас.
И всё же, как ни привлекательна демократия, самое лучшее — это полная свобода, которую ощущаешь только выйдя из здания. Свободу, как и любовь, сложно описать словами, многие пытались, но не всем удавалось. Мне нравится её определение в статье 4 Французской Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1793 году : "свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вреда другому". Американцы приняли это определение свободы и её символом считают колокол. Такой Колокол Свободы стоит у каждого Капитолия — центра власти, напоминая всем нам, что нет ничего ценнее свободы и что она всегда в наших руках. А как же иначе?
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Ну, Обама-то живой, просто призраком как-то неудобно назвать ;-)
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Жаль, что его жены там не было. Вот еще один пример засилья мужчин в политике.