Сегодня наш путь лежит на юг города, в район Сен-Жиль, к ещё одной жемчужине модерна — Дому Ханнон. Архитектор Jules Brunfaut спроектировал его для своего друга, работника фирмы "Сольве" Эдуарда Ханнона. Заказчик, кроме того, что был инженером, был ещё и художником, и фотографом, и главное, — любителем модерна.
Многие художники принимали участие в оформлении этого здания: мебель создавали Эмиль Галле и Луи Майорель, фрески в курительном салоне и вдоль лестницы — Альберт Болдуин. А превосходные витражи — работа самого известного бельгийского мастера, ученика Луиса Тиффани — Рафаэля Эвальдре.
Наследники Эдуарда Ханнона жили в этом доме до 1965 года. Затем он был выкуплен городом и используется сейчас как фото-галерея Общества фото-художников. И нам повезло: мы как раз попали на открытие выставки, посвящённой модерну.
Когда входишь, создаётся ощущение, что попал в ротонду — так спроектирована витая лестница и купол в центре помещения. Какая красота! На фреске вдоль лестницы — юноша, так мечтательно смотрит вдаль, а, девы, похожие на ангелов, как облака, плывут, держа в руках шарфы и арфы.
А мы уже спешим к следующей цели нашего маршрута, расположенной тоже в районе Сен-Жиль.
Это целый ансамбль из 17 зданий в стиле модерн, выполненный архитектором Эрнестом Блеро. Мы должны быть благодарны богатой вдове, владелице участка земли по ул.Vanderschrick, в двух шагах от Халлепорт, которая заказала Блеро целый блок домов в новом стиле. Работа была выполнена в два этапа и теперь этот комплекс — единственный в своём роде в Брюсселе! История сохранила нам имя этой любительницы модерна — миссис Элсом. Благодаря ей, ну, и, конечно, Блеро, мы и сейчас можем любоваться превосходными деталями его работ: эркерами, башенками, консолями и, конечно, витражами.
Все дома похожи друг на друга и в то же время — они совсем разные. Особенно разнятся декоративные элементы. В каждом доме, обязательно, как минимум, — один балкон с кованым ограждением. И нет одинаковых!
А теперь наш путь — к авеню Тервурен. Здесь мы ищем один из самых интересных и, я бы сказала, знаковых особняков стиля модерн не только в Брюсселе, а, пожалуй, и в Европе — Дворец Стокле.
Выполнен он для банкира Адольфа Стокле по проекту венского архитектора Йозефа Хоффмана. Несмотря на то, что особняк является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО, он закрыт для посещений. Жаль! Мы не увидели его интерьеры, украшенные мастерами Венского сецессиона, среди которых и панно Климта.
Полный простор творческой фантазии архитектора, казалось бы, должен был способствовать созданию чего-то необыкновенного и в наружном оформлении здания. Но... Я вижу в этих простых прямых линиях (видимо, нарочито простых!) геометрических форм особняка и в повторяющих его линиях сада какую-то ущербность.
Где прихотливо вьющиеся, лёгкие, изящные линии модерна?! Их нет! Здесь они утомлённо надломленны.
Всё! На этом доме модерн заканчивается...