Ново-Никольский собор. Теперь самое интересное. Кто же автор собора? Когда построен? Ответ – неизвестно, неизвестно. Как же так? А где же чертежи, документы по собору, архивы, в конце концов? Архивы есть, а бумаг нет. Ни одной. Как корова языком. Ну, тогда может быть исчезли в горниле войн и революций? Да нет, какое горнило, если приблизительное всё-таки время строительства всего-то ~200лет назад - кон.18 - нач.19 веков/1779-1814, что-то должно было сохраниться. Но ответ такой: «Церковь построена в каком году неизвестно, тщанием чьим тоже неизвестно».
Следующий вопрос. На чьи деньги производилось строительство? Кто финансировал грандиозное снесение башен и стен старой крепости, срытие валов, укрепление откосов холма мощнейшими подпорными стенами? Ответа нет. Тоже загадка.
И никто бы не обратил внимания, кроме въедливого бывшего геодезиста, местного энтузиаста Куковенко. Пришёл, облазил всё, принёс инструменты и начал обмеры. Первый результат – в архитектурном плане храма нет ни одной симметричной линии, хотя такого не то чтобы быть не может, а категорически не должно быть! Стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм). … Проанализировал. …
Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. Кто строитель – тот поймёт сразу, что такое и зачем вообще нужны (вернее абсолютно не нужны) сложные дроби при строительстве зданий. Они создают массу неудобств, а тут используются специально. Зачем?
В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … - любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам. Это касается не только размеров храма, но и целой системы разных построек вокруг него (часовен, ворот, искусственно насыпанных холмов).
Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
Что-то всё это смутно напоминает…
Масоны? Да.
Не стоит возмущенно закатывать глаза: «Какие-такие ещё тут в Можайске масоны». Да такие, обычные масоны. Толстого «Войну и мир» читали, ну, вспоминайте, куда там вступал Пьер Безухов? – перечитайте. Доллар давно в руках держали? – приглядитесь. В Ярославле были (я про него уже писала) ? – съездите.
Не буду вдаваться в подробности, тем более что я профан, знаю только поверхность. Мне, к примеру, импонирует одна масонская идея: «работа имеет смысл только тогда, когда она превращается в творческий духовный процесс», но это снова же поверхность, а что там дальше?
Немного истории.
Предположительно первые масоны – рыцари-храмовники из Ордена Тамплиеров. Первые магистры и они же основатели ордена графы Гуго де Пейн и Робер де Краон. Последний магистр – Жак де Моле, который после 7ми летнего заточения и пыток в возрасте 70 лет был сожжён на костре (1314 год). И не отрёкся от своих убеждений. Сгорая, он призвал в этот же год встретиться на небе своих врагов – короля Филиппа Красивого, папу Климента V и судью Гийома Ногаре. И это действительно произошло в этот же год. В братство принимаются только мужчины. Исключение составляла только Жанна Д’Арк. Тамплиеры имели как «светлый», так и «тёмный» орден. Но, и «светлые тамплиеры», поклонялись таким силам, которые христианская церковь отнюдь не приветствует. Круговая порука. Тайные обряды. Мощнейшие символика и традиции. Сакральная фетишизация цифр или система тайных цифровых намёков или масонская числовая мистика. Любое действие вольных каменщиков – обязательно сопровождается сложной обрядностью. ().
17-18 век – пик увлечения русского дворянства масонством, масонскими тайнами и обрядами. За ещё примерами далеко ходить не надо – Москва, усадьба Царицыно; почти любой дворец, принадлежавший Голицыным; почти всё, что построили архитекторы В.Баженов и М.Казаков и тд. и тп., и многое-многое другое.
Возведению собора предшествовали сложные астрономические и геодезические работы. Новоникольский собор – это «сплав математики, архитектуры и мистики». При строительстве этого собора неизвестный архитектор храма «проявил неистощимую изобретательность», задействовав все важные и нужные сакральные числа (а они в основном связаны с датами жизни Великого магистра Ордена Тамплиеров Жака де Моле) и символы (связаны с масонскими мировоззрениями: наличие и определённое количество ступеней, сохранённые и замурованные арки-ворота старого собора, знаки). Также не секрет, что под собором была целая система подземных ходов (сейчас залиты бетоном). По ночам активно проходили службы на латинском языке. И напрашивается вывод, что Новоникольский собор в Можайске есть ни что иное, как можайский памятник Жаку де Моле, приуроченный к 500-летию его кончины.
Искусствоведы до сих пор спорят о происхождении фигуры с мечом в правой руке и «градом» в левой. И не боятся высказывать предположения, что это может быть фигура как католического епископа, так возможно и крестоносца. Поскольку не заметить меч (рыцарский атрибут) и 8-угольный храм (тамплиерский атрибут, храм Господень) в руках святого Николая невозможно.
В этом соборе никогда не молились русские императоры – Александр I и его брат Николай I (официально запретившие масонство в России), когда они останавливались в Можайске. Икона Николая Можайского единственная из всех чудотворных икон не была вынесена к русским войскам накануне Бородинского сражения (а Можайск всего в 12км от Бородино!). Русская интеллигенция, которая охотно посещала святые места и чудотворные иконы, избегала Можайск и эту церковь. Лев Толстой перед написанием батальных сцен Бородинской битвы посетил Можайск, ночевал здесь, но в этот храм не зашёл, хотя ездил к другим иконам и не раз.
И важное – судя по количеству тех самых трех цифр, которые сплошь и рядом «зашиты» в размеры храма, строил его отнюдь не «светлый тамплиер-масон»-архитектор.
Что же говорят православные батюшки на все эти «домыслы»? – «Уймитесь, - говорят – люди. – Да, действительно, храм был построен в пиковое время увлечения русским дворянством масонскими идеями. Да, действительно, в храме присутствует символика, которая может быть истолкована как масонская. Но, эти символы сами по себе настолько древние, что используются разными концессиями и толкуются ими по разному. А самое главное - сама молитва, совершение божественных таинств, освящают место, или другими словами - нейтрализует вредное воздействие».
Церковь Иоакима и Анны.
(ул. Крупской, 6)
Мы увидели её маковку, торчащую из гражданской застройки, относительно неподалеку от Новоникольского собора и поехали навскидку в примерном направлении. Церковь Иоакима и Анны, носящая имена библейских родителей Богородицы, празднично красно-белого цвета, зажата на тесном квадратике земли между двумя деревенскими улицами. Облака цветущих деревьев, которые росли на соседних участках за церковной оградой, поделили свою красоту поровну между соседями – свесили свои кудрявые головки в белых праздничных бантиках-цветках и на церковную территорию.
Вообще это место имеет свою интересную и старинную историю.
В кон.16в. здесь стоял Иоакиманский/Якиманский монастырь, упразднённый Петровскими реформами в 18в.
Храм св. Иоакима и Анны относительно новый - датируется кон.19в. Но сзади к нему почти «плечом к плечу» совсем близко и тесно примыкает другая церковь - древняя, 14в. Когда-то она была белокаменной, но сейчас восстанавливается и реставрируется, остатки белого камня уже заменили на красный кирпич. Но всё-таки небольшой светлый фрагмент древней кладки в одном месте выглядывает из-под современного кирпича.
В Иокиманской церкви нас удивили закопченные своды, причем с достаточно хорошо сохранившимися росписями. Муж первый обратил внимание на этот момент и выдвинул три шерлокхолмовские версии:
- что храм, скорее всего, раньше не использовался под склад или гараж (как обычно) - поэтому росписи и сохранились;
- фрески немного растрескались потому – что храм долгое время был холодным, т.е. не отапливался;
- а следы копоти от свечей на потолке - видимо, храм оставался действующим несмотря ни на что.
Мы угадали - действительно, в советское время «новая» Иоакиманская церковь была одной из немногих действующей в Можайске, которую не закрыли. А в «старой» - какое-то время сначала располагался архив, а потом в 50е годы она стояла пустой, с выбитыми окнами.
В самой церкви очень красивая, старинная, ярко-разноцветнаяй напольная плитка. Не знаю, каким образом она сохранилась до сегодняшних дней в такой отличной форме, цвете и сохранности, но о её подлинности говорят даты (нач.19в.) и название мастерской на рядах плиток у порожка.
Продолжение следует.
(с) http://www.pamsik.ru - здесь размещены полные версии наших рассказов и фото
http://pamsik.livejournal.com – новые фотографии из путешествий
Авторские права на текст полностью принадлежат автору - НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт и упоминании имени автора.