В четвертый день на Пути Святого Иакова мы наконец-то вышли на крейсерскую скорость 35 километров в день, о которой я мечтал, когда продумывал план передвижения по этому маршруту.
Чтобы пройти как можно больше, мы проснулись засветло. Впрочем, из альберге вышли не первыми – немецкие пенсионеры, похоже, вообще в полночь отправляются, ибо мы их обгоняли потом целый день.
В городке Торрес-дель-Рио окна светились только в альбергах, отправляющих своих постояльцев на дорогу. Фонтана на пути от центра этого населенного пункта до его окраины не оказалось. Воды в бутылках было мало. Но не беда! До ближайшего населенного пункта всего 11 километров!
Сначала дорога вела нас вверх-вниз по горкам. Тут мы обогнали большинство вышедших раньше нас пенсионеров.
На одном их поворотов Андрей, идущий впереди, решил было срезать немного дорогу – можно было идти по нормальной грунтовке в обход либо спуститься вниз напрямую по очень крутой тропинке. Мой товарищ, не задумываясь, пошел на срез, а за ним отправились и мы.
А за нами, как за мамой-уткой, пошла и вся толпа обогнанных ранее старичков (часто маршрут Пути пилигримы определяют не по картам и специальным знакам, а по идущим впереди товарищам).
Спустившись, мы даже остановились ненадолго, чтобы понаблюдать за попытками немецких пенсионеров сойти по тропинке вниз, не скатившись кубарем.
— Светало. А бабушки всё падали и падали. – Подумал я, вспомнив старика-Хармса.
Через некоторое время мы перешли автошоссе Камино де Сантьяго, чуть поднялись в горку, спустились с нее и оказались в весьма … странном месте.
Осторожно, машины на Пути!
Готовясь к этому путешествию, я следил немного за событиями в Испании, а потому знал, что из-за жары по всей стране бушуют пожары. Однако интересующие меня места стихия вроде как щадила.
Но, оказывается, это не так! Ведь мы попали в долину, которая буквально на днях пострадала от пожара.
Склоны, поросшие травой и деревьями, виноградники, обочины Пути – все было выжжено, а ужасно неприятный запах паленого витал в воздухе.
При этом большинство жилых домой стояли нетронутыми (пусть и пока что пустыми). Особенно впечатлила детские качели, одиноко торчащие посреди сожженного двора рядом со вполне целым жилым зданием.
Миновав эту долину вместе с упомянутыми в предыдущем отчете кореянками, отдышались и пошли дальше. Нас ждал город Виана!
Осторожно, пилигримы на дороге!
Там мы наконец-то смогли пополнить запасы воды (утром у нас ее вообще не оказалось) и позавтракать.
Завтракать решили в милой кофейне на центральной площади города.
Арена для корриды, затесавшаяся между жилых домов
Местные жители как раз, обрядившись в нарядное (праздничная неделя продолжалась!), выходили на улицы, забредая заодно и в кафе на чашечку кофе.
Пилигримы на Пути Святого Иакова — это особая субкультура, представители которой легко вычисляют друг друга даже в толпе. И дело тут не столько в туристической одежде, резко отличающейся от дресс-кода местных жителей, сколько в развалистой походке с определенным элементом прихрамывания.
Увидев друг друга, пилигримы улыбаются, здороваются, могут даже поболтать немного. Не важно, что вы видитесь впервые, — одного факта вашего паломничества вполне достаточно для того, чтобы считаться друзьями.
Виана — это последний город автономного сообщества Наварра, попавшийся нам на Пути. Покинув Виану, мы покинули и Наварру, вступив на неизведанные дотоле земли провинции Ла-Риоха.
При этом первым посещенным нами городом этой провинции сразу стал ее административный центр — Логроньо.
Правда, до него еще нужно было дойти. Ведь расстояние между Вианой и Логроньо — 9 километров. Впрочем, идти было легко. Особенно, когда мы преодолели административную границу между провинциями.
Оказалось, что в Ла-Риохе к пилигримам относятся весьма доброжелательно. Тут для них даже создана специальная дорожная инфраструктура, включающая в себя пешеходные мосты через шоссе, аккуратные бетонные дорожки, специальные скульптурные композиции, перебравшие на себя роль стрелок и ракушек.
Вдоль маршрута пилигримов нарисованы специальные граффити соответствующей тематики
До Логроньо мы дошли к полудню.
Местные жители
На тот момент было пройдено уже более 22 километров за день, но тело практически не устало. Устроили совет, что делать дальше — идти по Пути или селиться в альберге.
Я традиционно требовал продолжения банкета, у моих же спутников были сомнения по этому поводу. Оставаться на вечер и ночь в большом городе — это заманчиво. Но и шагать дальше тоже, пусть и не зная, что ждет нас впереди.
Но в информационном центре для паломников, найденном в этом городе, нам выдали маршрутный лист — буклетик, в котором была подробно описана вся необходимая пилигримам информация про маршрут (названия городов, расстояния между ними, перепад высот, наличие в населенных пунктах альберге, магазинов и аптек).
Согласно этому буклету, до ближайшего города, Наваррете, было 12 километров и 200 метров вверх. Оценив свои силы, решили идти туда.
Так что Логроньо мы прошли насквозь, посмотрев свысока на пилигримов, выстроившихся в очередь на поселение в местный альберге.
Посидев отдохнуть в парке на окраине Логроньо, встретили Swoobs и парня из Венгрии, с которыми мы познакомились еще в Пуэнто-ла-Рейне. Поздоровавшись, пошли параллельными курсами, то и дело обгоняя друг друга.
От выхода из Логроньо Путь Святого Иакова километра на три совпадает с отличной бетонной дорогой, используемой местными жителями для прогулок и активного отдыха. Заканчивается она огромным озером и парком, разбитым вокруг водоема. Скамейки, детские площадки, даже ресторан. Но кто туда ходит отдыхать — не понятно, все-таки далеко от города он находится.
По выходу из парка дорога резко поднимается вверх, а там начинает петлять по виноградникам. Я даже сорвал с куста гроздь и попробовал ягоды с нее. Сочный, сладкие, правда, с большим количеством косточек.
Взгляд назад на озера и Логроньо
Переход между Логроньо и Наваррете — достаточно сложный. Поля, перепад высот, солнце, пыль. Впрочем, странное ощущение эйфории на этом участке Пути было как никогда сильным.
Мы шли по грунтовке вдоль строящегося шоссе, глотая пыль. Впереди был крутой подъем, а я, как дурачок, улыбался, ощущая, что живу не зря!
Призыв не забывать о христианском значении Пути Святого Иакова
На подходе к Наваррете силы начали заканчиваться.
Фундамент средневекового госпиталя для пилигримов
Реклама местного винзавода
Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке
Придя в город, мы заселились в альберге, приняли душ и завалились спать.
Перед этим я познакомился с бразильским паломником, которого почему-то очень интересовала энтолингвистическая ситуация в Украине, а Наташа подружилась, кажется, со всеми немцами, остановившимися в этом альберге.
Она вообще стала на Пути любимицей всех немецких бабушек, видимо, очень сочувствовавших ребенку, отправившемуся в такую нелегкую дорогу с двумя странными мужиками из Украины. Мы даже подговаривали Наташу пожаловаться кому-то из своих новых друзей, мол мы ее украли в Германии из школы и силой повезли с собой в Испанию. Но она объяснила, что с немцы подобных шуток не оценят.
Через час после нас в приют пришли венгр со Swoobs.
Вечер после сиесты был вполне обычным. Погуляли немного по Наваррете (город этот, между прочим, когда-то был столицей Наварры!), отведали меню пилигримов в одном из здешних заведений питания, после чего пошли спать в альберге.
Ресторан для пилигримов, где хозяин был итальянцем, а работники составляли международный интернационал (румынка, баска, француженка). Правда, свободных мест для нас там уже не было
Правда, по приходу в гостиницу оказалось, что она закрыта. Оказывается, все альберге закрывают двери в 22.00, и попасть внутрь после данного времени уже невозможно. Мы же пришли в 22.15.
Постучали в дверь — никакого шевеления внутри.
Кто-то из моих друзей сходил в соседний ресторан, чтобы узнать, можно ли как-нибудь связаться с администрацией нашего приюта, но там только развели руками и посоветовали докричаться до кухни альберге, на которой все еще горел свет.
Покричали. Ноль внимания. Решили бросать в окошко камешки. Но найти их на улице не смогли (чертова Европа с ее культом чистоты!), так что швыряли в окно десятицентовые монеты.
Через некоторое время дверь в альберге открылась — внутри стояла немка средних лет в одних трусах, тоже паломница.
— Вам очень повезло, что я вышла на кухню и услышала ваши крики. Заходите быстрее, холодно!
Пройдено за день 34 км.