Всего в трёх верстах от имения своей матери Михайловское. Остров уединения, где Пушкин отбывал ссылку, расположилось другое дворянское поместье -Тригорское.
Принадлежало оно их друзьям и соседям — Прасковье Александровне Осиповой и её многочисленному женскому семейству.
Верхом или на крестьянской телеге, а то и просто пешком, спешил поэт "по дороге, изрытой дождями" в "приют сияньем муз одетый".
Там, "под липовыми сводами и на скате тригорского холма", находил он своё вдохновение. Здесь он влюблялся, устраивал с друзьями пирушки и конечно — писал стихи. Все чувства, мысли и переживания поэта на тригорской земле найдут своё отражение в его романе "Евгений Онегин". Поэтому, ещё при жизни Пушкина, стараниями владельцев усадьбы места эти стали заповедными. Попробуем и мы сегодня пройтись дорогами героев пушкинской поры.
"Тригорский замок" -дом Осиповых-Вульв, что на берегу Фабричного пруда. Частыми гостями его были Пушкин, А.Дельвиг, П.А.Вяземский, А.И.Тургенев и Н.Языков. Стал он ещё и "домом Лариных". Отсюда уезжала Татьяна в Москву и прощалась с любимой ей деревней.
"Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, весёлая свобода;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует..."
На вершине высокого берега Сороти в тени старых деревьев есть одинокая скамья. "Скамьёй Онегина" нарекли её обитатели Тригорского ещё при жизни поэта. Здесь состоялось свидание Татьяны Лариной с Онегиным.
"Но наконец она вздохнула
И встала со скамьи своей;
Пошла, но только повернула
В аллею, прямо перед ней,
Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени,
И, как огнём обожжена,
Остановилася она..."
Недалеко от Нижнего пруда на горке расположился старый деревянный сруб, покрытый соломой. Это банька, в которой поэт устраивал пирушки со своими друзьями.
"Ель-шатёр" — ещё одно интересное место в тригорском парке. Крона этого дерева образует шатёр, непроницаемый для солнца и дождя.
"Солнечные часы"- так называется эта парковая затея XVIII века. Тень от гномона в центре круга падает на "часовые" и "получасовые" дубы, а в полдень, совпадая с осью аллеи, ведёт к "дубу уединённому".
Это дерево одно из самых старых в парке, ему около трёхсот лет. Высажено оно на древнем могильном кургане.
"Гляжу ль на дуб уединенный
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов..."
Недалеко от "дуба уединённого" начинается ещё одно литературное место, связанное с пушкинским романом — "аллея Татьяны".
"Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты..."
Здесь предстоит закончить нам прогулку по Тригорскому. Покидая эти места, мы тоже оставили в них частицу своего сердца.
"Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам..."