Всем сердечный привет!
Просматривая регулярно ленту Турбины, я обратил внимание на то, что очень многих из вас: авторов и читателей сайта, — привлекает история и современность небольших городов, как говорится, независимо от географии их нахождения. Этому, наверняка, есть какое-то логическое объяснение. Думаю у каждого свое…
О таких городах мне раньше не приходилось рассказывать. Повода не было. А теперь он появился: мы с женой 8 сентября 2012 года побывали в городе, который, несмотря на все перепитии в его истории, сохранился и продолжает жить. Это Коростень. Находится город всего в 153 км от Киева по автотрассе Киев – Варшава. Входит в состав Житомирской области как районный центр и отстоит от Житомира на 87 км, проживает в нем 66 тысяч человек (источник — Википедия). Добираться до него достаточно комфортно, будь-то автотранспортом личным или общественным или электропоездами по железной дороге: что из Киева, что из Житомира.
Приехали мы в Коростень на праздник Дерунов! Оказывается, есть такой праздник. Приехали посмотреть, полюбоваться, посмеяться и само собой полакомиться настоящим народным деликатесом (своими впечатлениями поделюсь в блоге).
На самом же деле вышло так, что мы смогли кроме удовлетворения своего аппетита и любопытства по поводу дерунов узнать еще немало интересного об основных достопримечательностях города и его истории.
На этот город можно смотреть поразному. Одним он видится как классический образец провинциального городка, другим — как город с глубокими историческими корнями, третьим — как одна из жертв Чернобыльской катастрофы, четвертым — как крупный транспортный узел ЮЗЖД, пятым — как …
Всю историю города, несмотря на его очень даже почтенный по историческим меркам возраст можно «уложить», как говорится, в несколько строчек:
1.Город был основан в VIII веке под именем Искоростень (в 2005 году отметил 1300-летие).
2.В летописях впервые упомянут в 914 году, как столица славянского племени древлян.
3.В 946 город и прилегающие к нему земли стали частью Киевской Руси во время ослабевающего Хазарского царства (650—969).
4.В 1240 Искоростень был разрушен монголами.
5.В 1370 был захвачен Великим Княжеством Литовским, позже перешёл во владение Польшей.
6.В 1589 обрёл статус города и право вольностей — Магдебургское право.
7.Между 1649 и 1667 был частью казацкого государства Богдана Хмельницкого, но потом опять попал под польское владычество.
8.В 1795 вошёл в состав Российской империи, на огромных просторах которой превратился в безликий, незначимый провинциальный городишко. Сохранилась заметка из газеты «Волынские епархиальные ведомости» от 1888, где о нём пишут: «Ныне Искоростень – бедный незначительный городок, населённый евреями и крестьянами-хлеборобами».
9.В 1902 через Искоростень была проложена железная дорога, что заметно оживило городскую жизнь.
10.В 1917 Искоростень был переименован в Коростень.
11.Во время второй мировой войны был полностью разрушен. За время окупации в городе было расстреляно 16733 человека, 15 человек повешено и 1803 человека увезено в Германию на принудительные работы.
12.В 1986 население Коростеня очень сильно пострадало от Чернобыльской катастрофы.
Как видите, всего двенадцать вех, но каких! За каждой из них расцвет и запущение вплоть до полного упадка, счастливые и трагические судьбы его горожан и правителей.
Большинство достопримечательностей города связаны, так или иначе, с определенными историческими событиями из его жизни. Расскажу только о тех, которые произвели на меня наибольшее впечатление.
Коростень расположен на сказочных скальных холмах, между которыми проложила свой путь древняя река — Уж. Город имеет очень живописный и компактный центр. Изюминкой Коростеня, его, можно сказать, сердцем является небольшой, но глубокий гранитный каньон, по дну которого протекает, извиваясь ужом, одноименная речка.
По сути, каньон многолетними усилиями горожан превращен в ландшафтный парк, которому был присвоен статус городского парка культуры и отдыха и имя Николая Островского, автора легендарной книги «Как закалялась сталь».
Один из жителей города поведал нам, что в парке можно позагорать на больших скалистых валунах — «валяшках», выкупаться в теплой воде на мели, поплавать на быстрине в холодной водичке, представив себя альпинистом, вскарабкаться на очень высокий склон, просто погулять живописными тенистыми аллеями.
Ф
Парк любят пенсионеры, молодые мамы и звонкая искристая молодежь. Обе части парка (левая и правая относительно реки) соединены симпатичным пешеходным мостиком.
Коростенцы проводят здесь свой досуг в единении с матушкой-природой, а общественность и городская власть частенько проводят различные культурные акции (например, фестиваль дерунов или концерты духовной музыки) и другие общественно значимые мероприятия.
Парк находится в самом, что ни на есть историческом центре города: правую сторону каньона называют Красной горкой.
Это скалистый холм, где было найдено одно из четырех искоростенских древних городищ. Здесь находится Замчище, где, по утверждениям археологов, была резиденция древлянского князя Мала. На этом месте были найдены также следы пожара и большой битвы, которая, по мнению ученых, вероятнее всего произошла во время штурма непокорного Искоростеня дружинниками княгини Ольги. Расположение скелетов, оружия свидетельствует о том, что люди мужественно дрались в то время, когда город горел. Археологи откопали не только жилье, но и ювелирную мастерскую ХІІ века. Здесь были найдены такие ювелирные украшения, которые не имеют аналогов в Европе. Наиболее интересные из них находятся в местном краеведческом музее. В целом археологические раскопки, которые проходили в 2003-2004 годах доказали: на этом месте уже в начале VIII века жили люди, жизнь которых была достаточно экономически развита и организована по принципам огражденных и укрепленных городищ, которые могли выглядеть, например, вот как эта реконструкция крепости-городища, выполненная коростенцами, нашими современниками.
Первое, что мне бросилось в глаза — это обилие в парке скульптур реально существовавших исторических личностей. Позвольте, я их вам представлю в том порядке как они расположены, если заходить в парк через центральный вход:
Малуша — древлянская княгиня, дочь князя Мала, она же ключница-рабыня великой княгини Ольги, наложница её сына великого князя Святослава Игоревича, сестра Добрыни, мать Великого князя Владимира (Крестителя, Святого, Красно Солнышка).
Добрыня — древлянский богатырь, внук и сын древлянских князей Нискини и Мала, дядя Великого князя Владимира-Крестителя, известный нам всем былинный герой, один из трех богатырей Добрыня Нискинич, имя которого со временем "переиначили" в Добрыню Никитича.
Княгиня Ольга — жена киевского князя Игоря («обидчика» Коростеня).
Мал — древлянский князь, который воспротивился решениям киевского князя Игоря, мужа княгини Ольги, о выплате дополнительных податей и возглавил восстание против Киевской Руси (больше похожее на бунт) .
Познакомив вас с основными историческими фигурами Искоростеня во времена Х века, хочу более подробно рассказать о тех исторических событиях, которые меня очень взволновали своим исключительным трагизмом. Речь пойдет о красивом романтичном периоде ранней истории русского славянства. Это были времена государства Киевская Русь, по историческим меркам тогда еще совсем молодого.
X век. Христианство приближается к своему первому значимому юбилею — первому тысячелетию новой эры. А на востоке, славянские племена продолжают поклоняться языческим богам.
В истории человечества уже были взлеты и падения не одной великой цивилизации, многих величественных государств и городов: Шумерская цивилизация, Вавилон, Египет, античная Греция с божественными по красоте мифами, Александр Македонский с его империей почти без границ, Римская империя, Рим, Ватикан …
Но еще сотни лет оставались до расцвета цивилизаций Ацтеков и Инков, еще Чингисхан не создал великую монгольскую империю. Сотни и сотни лет оставалось до открытия Америки и Австралии и угнетения их коренного населения, создания великой Российской империи и образования СССР.
X век. Что же это было за время? Давайте закроем глаза, усилием воли отрешимся от нашей современной действительности и перенесем себя всего лишь на один миг назад, в прошлое на несколько столетий в одно из мест нашей древней славянской земли. Так как это сделали авторы короткометражного видео-фильма «Это мой город». Фильм выпущен DIVI-com студией в 2005 году. (google.com.ua/url?sa=t&rct=j&…).
Фильм начинается с описания события, произошедшего летом 945 года.. События, которое из всего периода истории Искоростеня в Х веке только одно и попало в «Несторову летопись» — Повесть временных лет.
**«В эти дни, летом 946 года пылал погребальным огнем город, древняя столица Древлянского княжества — Искоростень. Выжженная на пол — метра земля, обгоревшие трупы ... Тех, кто выжил в огне, безжалостно добивали.
Издали город, с верными его защитниками, напоминал невинный костер, который утратил уже свою силу, лениво играл языками пламени, слизывая остатки лакомства.
И только смрад и жирный черный пепел, укрывший землю и остатки деревьев вокруг, напоминали о том, что действительно здесь произошло.» **
А суть конфликта, его фабула, состояла в следующем.
Древляне (белор. драўлянне) — славянское племя, ареалом его обитания были в основном земли современной Житомирщины и западной части Киевской области. С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.
Еще 3-4 столетия назад от описанного трагического дня древляне были сильным племенем. Археологические раскопки и данные летописей свидетельствуют, что они обладали известной культурой. Прочно установившийся обряд погребения свидетельствует о существовании определенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени. Находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож говорят о том, что основными видами их деятельности были хлебопашество, промыслы: гончарное, кузнечное, ткацкое и кожевенное. Множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство, а множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на существование торговли, но при этом имеем интересный факт — отсутствие монет. Скорее всего, торговля носила меновый характер.
И все же, по сказанию летописи, в те давние времена древляне обижали своих соседей полян, собирая с них дань. Но уже Олег подчинил их Киеву и в свою очередь наложил на них дань. В числе племен, подчинённых Олегом и участвовавших в его походе на греков, упоминаются и древляне, но они покорились не без упорной борьбы. После смерти Олега они сделали было попытку освободиться, однако князь Игорь победил их и в наказание и назидание на будущее наложил на искоростенцев еще большую дань.
Летом 945 года Игорь, собрав с искоростенцев богатую дань, возвращается в Киев. Но происходит необъяснимое. С полдороги князь разворачивается на 180 градусов и с небольшой дружиной скачет опять в Искоростень, чтобы собрать повторную дань с древлян. Вот были нравы! Произошла стычка, в результате которой дружина Олега была повергнута, князь был взят в плен, судим и жестоко казнён.
Только смерть явная, мучительная сохранилась как самостоятельный факт, финальный эпизод жизни князя. Но даже здесь не все однозначно. Сам ли Игорь принял решение вернуться за новой данью или это следствие обиды игоревой дружины, жившей беднее, чем дружина Свенельда, данника Игоря. Будто злая воля вела князя к погибели, а он не имел ни собственных сил, ни поддержки своего окружения, чтобы противостоять ей.
Поднять руку на князя – поступок, свидетельствующий не столько о храбрости древлян, сколько об их отчаянии. Так, во всяком случае, трактуют древлянский бунт большинство историков. Убили, потому что больше не могли терпеть, говоря: «надобно умертвить хищного волка, или все стадо будет его жертвою». Собрались силами под начальством своего князя Мала и напали на игореву дружину. Летопись указывает, что все, пришедшие с Игорем, были убиты и погребены вблизи Искоростеня.
Самого же князя, как я сказал выше, подвергли мучительной казни, разорвав его на части с помощью двух согнутых деревьев. Казнь не только страшная, но и унизительная, призванная оскорбить княжеское достоинство. А с другой стороны дикая казнь выглядела как суровое послание своим противникам, полянам: " Мы смогли преклониться пред тобою, почитая величие и превосходство твоё. Но коль ты потураешь достоинство наше, то мы можем и распрямиться, да так, что ты и частей своих не соберёшь!" Похоронили его всё же со всеми почестями, по обычаю княжескому и насыпали курган высокий на могиле его. А селение близлежащее ещё много веков называлось Могильное, т.к. тут находится Могила князя Игоря (сейчас это посёлок Полесское).
Но дальше начинается невообразимое: вместо того, чтобы осознать и покаяться, древляне засылают сватов к княгине Ольге, то есть к той, которая, по милости последних, овдовела. Памятуя о том, что не только для варягов-воинов, но и для самих древлянских племен, месть была делом обыкновенным и обязательным, то трудно себе представить более абсурдную ситуацию: предложить живого князя Мала за мертвого Игоря. Это не просто наивность. С одной стороны — просматривается огромное желание по "горячим" следам завладеть через женитьбу властью над Киевской Русью, а с другой — выглядит как откровенная насмешка, вызов, оскорбление. С чувственной стороны сватовство не оставляет сомнений и воспринимается как открытая издевка древлян над княжной и ее окружением. «Мы убили твоего мужа за его хищность и грабительство; но князья древлянские добры и великодушны: их земля цветет и благоденствует. Будь супругою нашего князя Мала».
Это послание, переданное Ольге, по-своему замечательно и заслуживает внимательного прочтения. Во-первых, никаких оправданий и сожалений о содеянном: «убили… за хищность и грабительство», фраза же, сообщающая о том, что «князья древлянские добры и великодушны», вообще кажется алогичной и неуместной в обращении к вдове после того, как сами же и убили ее мужа. Это древляне должны просить о милости и великодушии, о снисхождении, в том смысле, что «да, погорячились, но по-прежнему остаемся верными данниками» и т.д. Как видите, ничего подобного послание древлян не содержит.
Во-вторых, весьма знаменательна мотивация «доброты и великодушия» древлян – « земля цветет и благоденствует», что должно пониматься как свидетельство силы и могущества древлянского народа, еще совсем недавно бывшего в подчинении князя Олега. Неужели только «процветание» вселило уверенность в древлян? По версии отдельных исследователей, главный виновник (или благодетель) — тот, кто укрепил в древлянах веру в свою самодостаточность, тот, кто назвался князем, встав во главе народа. и завел дружбу с хазарами.
“Будь супругою нашего князя Мала, – говорят послы, обращаясь к княгине Ольге. Кто же он, этот загадочный князь Мал? История сохранила о нем разноречивые слухи и противоречащие друг другу свидетельства, так и не дав ответ на главный вопрос – кем же был на самом деле убийца князя Игоря, инициатор и вдохновитель древлянского бунта. Кем был тот, кого не только не казнила княгиня Ольга, но спустя время приблизила, включив в доверенный круг.
Некоторые историки сомневаются в том, что Мал был князем. Другая группа историков оппонирует им: — Если Мал был самозванцем, то его “титул” не попал бы в летописи, его бы звали вождь или разбойник, но никак не князь. Следовательно, княжеский титул был не вымышленным, а законным. Кроме того, утверждают они, древляне, равно как и другие славянские племена, не имели своих князей – это была прерогатива варяжских витязей, первое время называвших себя каганами вслед за хазарскими вождями и, собственно хазар, усвоивших слово “князь” после победных походов Олега.
Никаких указаний на то, что Мал был скандинавским витязем исследователями той эпохи нигде не найдено, что особенно странно, учитывая сватовство Мала к княгине Ольге. Был бы жених знатного скандинавского рода, дающего право зваться князем — непременно этот факт попал бы в летописные источники. Иное дело, утверждают сторонники этой версии, если Мал был из хазарского рода и, по всей видимости, рода знатного и влиятельного.
Такая версия многое объясняет – например тот факт, что весь гнев княгини Ольги обрушился не на Мала, а на Искоростень и его жителей. Самого же Мала, как уже говорилось, княгиня не казнила, но, продержав некоторое время в темнице, взяла к себе на службу .Здесь же будет уместно вспомнить, что дочка Мала – Малуша, стала матерью князя Владимира.
Месть Ольги была страшна. Даже сейчас, спустя более чем тысячелетие, как-то не укладывается в воображении, что такая изощренная месть родилась в голове женщины, в совсем недалеком будущем — первой христианки на Руси!
Месть, продиктованная германо-скандинавской традицией варягов, правивших Киевом, всей тяжестью обрушилась на непокорных древлян. Историки подчеркивают, что, что все действия, от захоронения заживо до сжигания, носят исключительно ритуальный характер. Каждому досталось по его званию и величию.
“Уже не могу воскресить супруга,– отвечала древлянским послам княгиня Ольга,– завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою, и когда люди мои придут за вами, велите им нести себя на руках…”. Во дворе перед теремом Ольга приказала вырыть глубокую яму и звать послов. ”Не хотим ни идти, ни ехать – несите нас в ладии…” — заявили последние. Так в ладье и сбросили несчастных в яму. “Довольны ли вы сии честию?”, -спросила их княгиня, после чего велела засыпать послов живьем.
Из Интернета. Первая месть Ольги. Наивные послы древлян заживо погребенные в земле.Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 "Мщение Ольги против идолов древлянских"
Не лучшая участь ждала и следующее посольство. Для них истопили баню, ставшую местом мучительной казни – помещение, отведенное под баню, приспособили для ритуального сожжения (последняя дань уважения, оказываемая скандинавскому витязю, знатному воину). Таким образом, княгиня воскурила в честь супруга прах его убийц, при этом “уважив” высокое положение древлянских послов.
Да, романтичный, но жестокий был век! Жестокие нравы! Жизнь за жизнь, кровь за кровь по раз и навсегда принятому ритуалу! Это было нормой практически для всех племен и народностей.
После расправы над древлянским посольством в Киеве, Ольга отправилась под стены Коростеня оплакать прах Игоря. Здесь же совершилась и тризна: 5000 древлян, хитростью выманенные из города, были убиты и положены вкруг Игоревой могилы.
Историки утверждают, что каждое действие княгини, каким бы жестоким оно не казалось, есть не следствие больного разума, а лишь неукоснительное исполнение ритуала, отклониться от которого не могла ни сама княгиня, ни ее окружение. ”Не бойтесь мщения – оно уже совершилось в Киеве и на могиле супруга моего!” Эта фраза предшествовала полному разорению и сожжению Коростеня, убийству большинства жителей города.
Слукавила ли княгиня, говоря о том, что мщение окончено? Нет. Воздав за гибель супруга, она была вправе заняться делами государственными, т.е. взбунтовавшимися древлянами. Карая столицу древлянского племени, княгиня пресекала саму возможность бунта на веки вечные.
Ольга, возвратясь в Киев, через год собрав многочисленное войско, выступила с ним против древлян. Младый Святослав, сын Игоря и Ольги, сам начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой рукой отрока, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд, ободрили воинов примером юного княжича и с восклицанием “Друзья! Станем за князя!”, — устремились в битву. “Древляне бежали с поля боя и затворились в городах своих”,– рассказывает летописец.
И начался последний акт жуткой трагедии. Взять город с налету дружине княгини Ольги оказалось не по силам – целый год она безрезультатно продержала его в осаде. Древляне отчаянно оборонялись, понимая, что исполненная желанием мести княгиня никого не пощадит. Наконец, хитрая Ольга "смирилась": – Я уже трижды мстила за смерть Игоря и больше не хочу мести, – передала она с гонцами. – Теперь желаю лишь взять с вас небольшую дань, заключить мир и уйти прочь. Я знаю, что вы сейчас обнищали от войны и не можете уплатить мне ни медом, ни воском, ни кожами. Так дайте мне хотя бы какую-нибудь мелочь, например по три голубя и по три воробья от каждого дома, и мне этого будет вполне достаточно, чтобы убедиться в вашей покорности.
Обрадовались древляне, посчитав эту дань слишком ничтожной, и сразу же исполнили просьбу княгини. Приняв этот странный дар, Ольга пообещала завтра же увести от города свои войска. Но жители Искоростеня даже не подозревали, что большинству из них не суждено дожить до рассвета. Едва сгустились сумерки, княгиня Ольга раздала каждому своему воину по птице, повелела привязать к лапкам трут с фитильком, поджечь и выпустить.
Оказавшись на свободе, воробьи и голуби устремились к своим гнездам в Искоростень: в голубятни, под крыши теремов, на сеновалы, в сараи. В городе разом полыхнули все дворы. Ольга же приказала окружить стены и хватать всех, кто попытается покинуть город.
Покорив таким образом Древлянскую землю, Ольга обложила искоростенцев, оставшихся в живых, еще большей данью, чем брал ее муж.
После расправы с древлянами княгиня Ольга вернулась в Киев и долгие годы правила русскими землями «не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов»., до тех пор пока не вступил в свои права ее повзрослевший сын, Святослав.
Вот такая история из жизни древнего Искоростеня взволновала меня, заставила перелопатить множество исторической информации и в целом обогатила духовно. Возможно это больше похоже на легенду, чем на реальные исторические события. Возможно все происходило и не так, а все подробности, изложенные в рассказе — результат народного творчества.
Надеюсь, что и тем из вас, кто, как я, не был раньше знаком с историей древнего города, мой рассказ принесет душевное удовлетворение и побудит вас при малейшей возможности посетить замечательный город Коростень, о котором коростенцы с гордостью говорят: ЭТО МОЙ ГОРОД!
Мне осталось только дополнить заметку альбомом с фотографиями города, его жителей и его замечательного парка, что я и делаю с большим удовольствием.