Жизнь в альберге начинается в 6 утра, а то и раньше. Идти по Пути в самую жару — моветон, поэтому пилигримы стараются выйти засветло, чтобы к полудню пройти как можно больше километров.
И, действительно, идти под палящими солнечными лучами — удовольствие не из приятных. Поэтому мы решили не повторять подвиги первого дня на Камино, когда мы стартовали в 12 дня, и выйти пораньше.
Впрочем, покинуть ночлежку удалось только в 8 — Наташа затянула утренние сборы почти на два часа, за что потом сильно извинялась, пообещав больше не повторять таких демаршей.
Выйдя из альберге, мы пошли в быстром темпе и через некоторое время даже догнали паломников, отправившихся пораньше.
Описание стандартного дневного перехода на выходе из Пуэнте-ла-Рейна
Первые километра два-три дорога была ровной и приятной. Мы шли по чьим-то огородам, потом по полям, а затем вышли в лес. А уж тут начался кошмар!
А именно, начался крутой и продолжительный подъем. Мы вошли на него с приличным темпом ходьбы, обогнав с ходу несколько десятков менее выносливых человек.
Год регулярных походов в спортзал давал о себе знать — ноги отлично справлялись с силовыми нагрузками. По крайней мере, первые несколько сотен метров.
Потом начала чувствоваться слабость и отдышка. Но подъем удалось-таки завершить без остановок, несмотря на ощутимую усталость и даже боль в мышцах. Последние двести метров, конечно, хотелось остановиться и упасть лицом в пыль, но чувство собственного достоинства запрещало это делать — обогнанные ранее пилигримы засмеяли бы!
Первым до верха добрался я. Метров на 20 отстал Сторм. А вот Наташи видно не было.
Минут через 5-10 появилась и она — бледная, выдохшаяся. По рассказам нашей попутчицы, у нее на подъеме сдавило грудь и перехватило дыхание, после чего каждый шаг вверх давался ей с большими усилиями.
Отдышались, размялись, пошли дальше.
Прошли городок Maneru, где возле фонтана отдыхало множество выдохшихся на подъеме пилигримов. Поставили в паспорт штампы из здешнего альберге.
Выйдя в поле, увидели появившийся неподалеку живописный Cirauqui.
Вообще города на пути — это краеугольные камни El Camino de Santiago. Видеть очередной населенный пункт, маячащий где-то впереди — это большая радость. Ведь там тебя ждет прохладная вода из фонтана, тень, магазин и отдых.
И не важно, что ты только что плотно отобедал, у тебя две бутылки, наполненные водой, да и усталости ты не чувствуешь! Стоит только появиться на горизонте очередному городку, и настроение твое поднимается! Ты видишь цель, ты видишь дорогу, ты идешь! В этом появляется какой-то смысл!
По дороге в Cirauqui я обнаружил место, к посещению которого готовился еще в Днепропетровске.
У Пути Святого Иакова есть множество уникальных традиций. К примеру, есть на нем несколько сакральных мест. Самое главное из них — огромная пирамида из камней неподалеку от Сантьяго-де-Компостелы, куда каждый пилигрим несет камешек из своего родного города.
В это наше путешествие мы туда дойти не планировали. Но нарушать традиции Камино я не хотел. Так что в Днепропетровске я взял половину кирпича, найденного на развалинах исторического дома, и решил положить его в одну из множества пирамидок на пути.
Дело в том, что на всем протяжении Пути Святого Иакова можно обнаружить группы небольших пирамид, сложенных из камней каким-то энтузиастом много лет назад. Паломники, как могут, дополняют их своими булыжниками. Внес свою лепту и я.
Половину кирпичины я оставил за день до этого в пирамидке на перевале, вторую — здесь, на отрезке Пути между городками Maneru и Cirauqui.
На подходе к Cirauqui
Менгиры
В Cirauqui у нас был большой привал. Андрей и Наташа закупались в аптеке медикаментами, я же — кушал изумительную местную выпечку и рассматривал пилигримов, отдыхающих неподалеку.
Надо сказать, что мы с Андрем были весьма нехарактерными персонажами для Камино де Сантьяго. Во-первых, мы — украинцы. Во-вторых, молодые. А процентов 60, идущих по этому маршруту людей, были немцами. И процентов 70 от всех паломников имели возраст выше среднего.
Так что на фоне немецких бабушек наша русскоговорящая троица выглядела белыми воронами.
Всего в нескольких сотнях метров от Cirauqui Путь выходит на мост, проходящий над многополосной трассой, носящей называние … Camino de Santiago.
Построена она была в свое время именно по маршруту Пути Святого Иакова — паломники за столетия вытоптали кратчайший и удобнейший путь с Востока Испании на Запад. Так что проектировщикам трассы не оставалось ничего лучшего, чем просто закатать в асфальт тропу пилигримов.
За Cirauqui начинается достаточно нудный и неприятный пятикилометровый переход до городка Lorca. Из достопримечательностей здесь современный акведук и древний мост, под которым пряталась от солнца пара десятков паломников.
Мы, не останавливаясь, пошли дальше, начав штурм очередного подъема. Он был совсем небольшим — пара сотен метров длиной. Но в его середине стояла еще одна символическая могила — еще один пожилой пилигрим не выдержал нагрузок.
В Лорке мы отдохнули и пообедали. На часах полдень, солнце в Зените, идти дальше становится сложно.
На выходе из Лорки увидели двух пожилых пилигримов, дожидающихся на остановке автобус. Не выдержали.
Последующие несколько километров запомнились множеством обогнанных пилигримов, которые, видимо, размякли под действием полуденного солнца и утратили прыть.
Впрочем, когда мы дошли до города Villatuerta, настал наш черед терять прыть.
Мы сидели на скамейках в сквере рядом с фонтаном для пилигримов и в бессилии наблюдали за тем, как теряем захваченное в последние часы преимущество – мимо нас группками проходили паломники.
Чтобы хоть как-нибудь притормозить их ход, заманить их посидеть рядом с нами на скамейках, мы даже включали время от времени воду в фонтане. Но те продолжали свое движение в сторону Сантьяго. Так что ничего нам не оставалось, кроме как накинуть рюкзаки на плечи и зашагать быстрым ходом по дороге.
Villatuerta запомнилась также информационным табло, на котором было указано, что здесь Путь разделяется. Пилигримы могут пойти дальше либо традиционной дорогой, либо новой, срезающей расстояние до Сантьяго на несколько километров.
Никто не выбирал более короткий вариант. Важен ведь сам Путь, а не как можно скорое прибытие в его конечную точку. В общем, альтернативная дорога – она как те фальшивые елочные игрушки, которые не приносят радости.
Дальше был короткий, но почему-то утомительный перед до города Эстрелья.
Чемиодан-вокзал-Испания!
Свободу політв'язням!
Вообще на этот день у меня был план пройти 40 километров. Но команда отказалась выполнять приказы капитана, когда на входе в Эстрелью мои друзья решили проверить, отчего же у них так болят ноги!
Сняв обувь и носки, они обнаружили огромные водянки, натертые ими за день. Так что Андрей и Наташа поставили под сомнение целесообразность выполнения плана про 40 километров в день.
Словесная борьба между мной, желающим идти дальше, и моими искалеченными товарищами, требующими пощады, продолжалась до самого выхода из Эстрельи.
В тот момент, когда моя диктаторская сущность уже было расслабилась, и начала праздновать морально-волевую победу, друзья увидели указатель на альберге и потребовали идти туда, а не к винному фонтану на выходе из города!
Надо сказать, что я сообщил некоторым своим друзьям и родственникам о том, что буду проходить мимо винного фонтана, над которым висит онлайн-камера, транслирующая изображение идущих мимо паломников на специальном сайте. Я даже указал приблизительный промежуток времени, когда буду проходить рядом с этим местом.
Поэтому я так стремился идти дальше, а не оставаться в Эстрелье.
Но идти против воли друзей я не мог. Да и камера, как оказалась, именно в этот день перестала работать.
В альберге мы оказались в пятиместной комнате, куда, кроме нас, в итоге никого не поселили. По приходу мы завалились на кровати и проспали часа 2-3. Все равно до 17 часов в городе делать нечего – сиеста.
Проснувшись, пошли гулять по Эстрелье.
Бесплатный лифт к подножию собора
Вид с верхней площадки лифта на город
Город этот – достаточно большой по меркам провинциальной Испании и Пути Святого Иакова. Здесь живет 14 тысяч человек – настоящий мегаполис, по сравнению с теми деревнями, через которые мы проходили до этого.
Здесь даже работающий субботним вечером магазин спорттоваров был. Там Андрей купил себе новые кроссовки, более подходящие для ходьбы по пересеченной местности, но усыпанным камнями дорогам Камино.
Наташа же, устав от непрактичных в Пути джинсов, решила купить шорты.
— Чика пантолонетте! – Крикнул владелец магазина продавщице, чтобы та принесла нужный товар. То есть «девичьи шортики».
Словосочетание «чика пантолонетте» впоследствии стало еще одним прозвищем, которым мы начали называть Наташу во время этого путешествия.
Я же в Эстрелье купил ракушку морского гребешка – пора было становиться настоящим пилигримом со всеми внешними атрибутами это гордого звания.
На центральной площади Эстрельи
Реклама баскской кассы взаимопомощи
Арена для корриды
Когда стемнело, мы решили зайти в бар, дабы выпить пива и обсудить последние сплетни Пути Святого Иакова.
Выбранное заведение оказалось пивнушкой исключительно для местных жителей. А потому наше там появление вызвало немало удивленных взглядов.
Мы прикинули, что выглядим, как самые настоящие русские!
Мы говорим громко на русском языке, часто употребляем в разговоре слово «водка» («и Путин!», добавил я специально для придания еще большей аутентичности), а еще с нами пьющий ребенок!
По возвращению в альберге мы познакомились с ужаснейшим изобретением Западной Цивилизации – энергосберегающей системой в туалете и душе! Эта адская технология преследовала нас и в дальнейшие дни, но именно в Эстрелье мы познакомились с ней!
Дело в том, что в Испании в санузле ты не можешь нажать выключатель так, чтобы он зафиксировался во включенном состоянии. Свет, конечно, загорится, но сама клавиша тут же автоматически вернется в свое исходное положение.
Свет погорит пару минут и погаснет, пока ты не нажмешь его еще раз, если вдруг не успел закончить свои гигиенические процедуры за отведенное тебе техникой время.
Это все терпимо, когда ты, допустим, чистишь зубы, или когда выключатель находится непосредственно в туалетной кабинке. Но в этом альберге он был расположен сразу при входе в огромную общую туалетно-душевую комнату. А потому возникали казусы, когда моющиеся в душе или сидящие на унитазе люди то и дело оставались без света и возможности его включить.
Так что раз в несколько минут из «мужской комнаты» внезапно начинал доноситься коллективный вой, издаваемый людьми без штанов и света. Проходящие по коридору люди догадывались, в чем дело, и нажимали на выключатель. А через определенное время все повторялось снова.
Еще порадовала парочка немецких девушек, решивших сесть поболтать на диван прямо перед входом в мужской туалет.
— Cool place for girls-party! – Сказал я им и пошел спать. Утром нас ожидал ранний подъем!
Пройдено за день 29 км.