Флорентийцы, когда хотят указать на что-то, тянущееся на их взгляд невыносимо долго и бесконечно, говорят: «Оно длится так долго, как строительство собора». Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре был освящен папой Евгением IV и открыл свои двери перед прихожанами в 1436 году. Через 140 лет после начала строительства получилось впечатляющее сооружение: длина — 153 м, ширина в трансепте — 90 м, высота – 107 м. По величине — четвертая церковь в мире, после римского Святого Петра, лондонского Святого Павла и миланского Дуомо.
На момент открытия фасад собора был отделан только на четверть по проекту столетней давности первого архитектора собора Арнольфо ди Камбио. Фасад, хоть и украшенный статуями Донателло, так и стоял недоделанным, пока Франческо I Медичи в 1587 году не решил вообще все снять и начать сначала. За дело взялся честолюбивый архитектор по имени Бернардо Буонталенти, который разобрал до основания существующий фасад, мраморные плиты с фасада пустил на новый пол, но тут его покровитель Франческо Медичи скончался от отравления.
С этого момента в течение почти трех веков предлагались различные проекты и проводились конкурсы на осуществление нового фасада собора. А на сам фасад, пока суд да дело, прицепили огромный расписной холст, натянутый на деревянные леса. К каждому торжественному событию декорации приходилось менять, и так продолжалось до того момента, пока Флоренция неожиданно не оказалась в краткосрочной роли столицы Италии (1865-1871), и городские власти не постановили положить позору конец. Из 91 проекта в 1871 году был выбран проект малоизвестного архитектора Эмилио де Фабриса, завершившего работы в 1887 году. Почти немедленно фасад Фабриса подвергся острой критике, продолжающейся и по сей день, за его якобы кричащую безвкусицу.
Фасад, который мы видим сегодня, разительно отличается от всех предыдущих вариантов. Он выполнен с применением одного и того же типа мрамора, но разных цветов: белого — из карьеров Каррары, зеленого — из Прато и розового — из Сиены,
и гармонирует с аналогичным внешним убранством Баптистерия и Кампанилы (колокольни) Джотто.
В верхней части фасада Дуомо расположены статуи апостолов, а посередине — Дева Мария с младенцем.
Не менее поражает и парадный вход в собор, который представляет собой огромные бронзовые двери, украшенные сценами из жизни Мадонны.
Над этой дверью на центральной фреске изображена Мадонна с цветком, давшая название собору и, вполне возможно, самой Флоренции.
Произведенная в XIX веке отделка внешнего фасада завершила 6-вековую историю строительства флорентийского Дуомо. Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.
P.S. На отделку внешнего фасада Дуомо пожертвовали средства и русские промышленники Демидовы. Об этом подробно рассказала Larysa27 в замечательной заметке Герб Демидовых на флорентийском соборе