Гуляя по Вене я обратила внимание на фонтан, который был расположен на Нейер-Маркт — Новой площади, казалось бы ничего особенного, много красивых фонтанов встречалось, но что-то в нём всё же было. Уже потом я узнала, что это "Фонтан Провиденции". Ещё его называют "Фонтаном рек" или народное название -"Фонтан Доннера". Венцы стали называть его именем создателя. А создателем был Георг Рафаэль Доннер — австрийский скульптор эпохи барокко. Родился 24 мая 1693 года в Эсслинге, а умер в 1742г.
Происходил из семьи ремесленников, его отец был плотником. Сначала он обучался у итальянца Джулиано в Гейлигенкрайце. Затем Рафаэль продолжил учёбу в Венской академии художеств, по окончании которой перебрался в Зальцбург. В 1710 году в Мюнхене Доннер изучал литейное дело, необходимое для создания скульптур из металлов. Позднее, вернувшись в Вену, Доннер занимал должность придворного ваятеля австрийского императора. Работы Доннера для архитектуры в значительной степени определяют внешний облик Вены XVIII века. Имя скульптора связано со многими достопримечательностями города. Житель Вены того времени, приходя в старинный собор Святого Стефана, мог видеть там доннеровские мраморные рельефы на бассейне ризницы. В венской ратуше был установлен его стенной фонтан "Персон и Андромеда". Но особой любовью горожан пользовался фонтан на Нойер-Маркт.
Работы над ним скульптор начал в 1737 году, а завершил в 1739г.
На высоком пьедестале восседает посреди фонтана величественная, как античная богиня, Providentia — провидение, символизирующая удачу и здравый смысл. У подножия пьедестала маленькие путти с трудом удерживают больших вырывающихся рыб. По бокам находятся аллегорические фигуры, представляющие реки герцогства Австрия. Это притоки Дуная: Иббс, Траун, Марч и Эннс. Четыре фигуры рек изображают также четыре возраста и темперамента. Мужские фигуры представляют реки Верхней Австрии, а женские — Нижней Австрии.
Траун — молодой человек, прокалывающий рыбу на дне водоема трезубцем. Фигура очень динамична и смотрит прямо в воду.
Энс — паромщик, опирающийся веслом о скалу, изображенный в образе мускулистого старика с веслом на плече, символизирующий то, что Энс является важным транспортным путем в Альпах.
Иббс — спокойная женская фигура с сосудом-источником.
Морава — женская фигура, опирающаяся на рельеф, описывающий битву и таким образом указывающая на характер Моравы как пограничной реки.
Форма и изгиб парапета вокруг бассейна тоже имеют значение в общей композиции, но основное здесь — соотношение самих фигур. Тема спокойствия, величавой задумчивости задана полуповоротом, линией чуть склоненных плеч и откинутой головы "Провидения". Более резкие, дробные движения детских фигур и плещущие вокруг них струи воды перебивают ритм, оживляя его своей веселостью.
Но удлиненные тела "рек", при всей подчеркнутой сложности их поз, вновь обрисованы текучим, плавным силуэтом, проникнуты легким меланхолическим чувством. Композиционно все линии находят свое продолжение и завершение в центральном образе.
Фигуры, для которых Георг Рафаэль Доннер создал только модели, были отлиты Николаусом Моллем из сплава свинца с цинком и его серо-серебристые отблески, так тонко согласующиеся с бликами на поверхности воды, создавали неповторимый эффект.
В царствование Марии — Терезии полуобнаженные фигуры "рек" были сняты с парапета, поскольку императрица была поборницей строгой морали, и спрятаны в подвалах городского арсенала. Через некоторое время их передали скульптору Иоганну Мартину Фишеру для переливки. Однако он, напротив, позаботился об их реставрации и содействовал водворению шедевров Доннера на их прежнее место. В 1873 году подлинные свинцовые статуи были переданы в музей ради лучшей их сохранности (и теперь они в Музее барокко), а на месте их заменили бронзовые копии.
В интернете я нашла такую вот легенду о фонтане и архитекторе.
"Жил да был молодой скульптор, которого звали Георг Рафаэль Доннер. И в один прекрасный день влюбился он в дочку королевского лекаря. А что такое королевский лекарь? Это человек, который лечит самого правителя государства. Это человек, который держит его жизнь в своих руках. В общем, чуть ли не первое лицо в стране после самого короля.
И пришел Доннер к лекарю просить руки его дочери. Выслушал его просьбу лекарь и отвечал примерно так:
— Да кто ты такой? Вот я человек в государстве очень важный и очень богатый. А ты? Молодой, неизвестный, да еще и бедный. И хватило же наглости просить руки моей дочери! Да пошел ты...
И Доннер пошел. Пошел к городским властям и они ему разрешили построить фонтан на площади перед домом лекаря.
И Доннер начал работать. Создал прекрасный фонтан, на котором изобразил дочь лекаря, глядящую на дом отца. На этот фонтан приезжали посмотреть люди со всего мира. Этот фонтан прославил Доннера, его запомнили, его работы пользовались спросом. Молодой человек стал очень знаменитым и сказочно богатым.
И тогда к нему пришел аптекарь (сам пришел!) и сказал:
— Молодой человек, вы можете жениться на моей дочери.
На что Доннер ответил:
— Да пошел ты..."
Вот так и умирает любовь...
А сейчас в этот фонтан кидают монетки, чтобы вернуться в Вену еще раз.
И существует ещё поверье , что если девушка левой рукой потрёт правую ягодицу Трауна, (скульптура с гарпуном), то после этого замужество ей гарантировано! По тому как блестит
эта часть тела скульптуры, видно, что многие девушки хотят выйти замуж.
Венцы чтут заслуги архитектора. Монетный двор Австрии выпустил памятную монету в
серии: Художественные сокровища Австрии.
фото из интернета.
Аверс:
Портрет Рафаэля Доннера, на фоне портрета — автограф скульптора — "RAPHAEL DONNER". На заднем плане виден Бельведер, ныне здание Австрийского музея в стиле барокко в котором содержатся многочисленные работы Доннера.
Надпись по кругу — "REPUBLIK ÖSTERREICH" (Республика Австрия) и номинал. Справа от портрета — обозначение года.
Реверс:
Фонтан Провидения (Provendentia Brunnen) в центре Вены — одна из работ Доннера.
Такой вот интересный фонтан в самом центре Вены.