Начало девятнадцатого века существенно изменило ситуацию во всем мире. В Европе шел передел власти. Умирала теряя силы и территории Великая Порта, усиливались за счет нее Россия и Австрия. Россия разгромила Польшу, Чехию и Германию и вызвала, тем самым, мощный поток эмиграции, у народов прежде в нее не вовлеченных. И наконец главное – начались Наполеоновские войны. Наполеон громил Австрию, Нельсон – французский и испанский флоты. Европе было не до своих американских колоний, кроме того сами колонии значительно усилились за счет возросшего потока эмигрантов. Люди измученные войнами и наслушавшиеся сказок коммисионеров, бросали все и уезжали в Америку. Не маловажно так же и то, что большинство этих эмигрантов имели военный опыт и готовы были при необходимости его применить. И наконец свершилось, соседи Техаса, Соединенные Штаты, провозгласили свою независимость от Великобритании.
Конечно Техас не мог остаться в стороне от столь значительных событий. Конфликт исходно был спровацирован властями Соединеных Штатов – заявивших, что покупка Луизианы у Франции, дает Штатам права и на Техас и это несомненно вытекает из декларации ла Саля от 1686 года о переходе Техаса во владения Франции. Слегка опешив от наглости, испанцы пригрозили войной, которая, на тот момент, совершенно не нужна была Штатам. В результате граница была проведена по реке Сабин, современой границе между Техасом и Луизианой.
Такой оборот событий совершенно не устроил джентельменов проживающих на границе Луизианы, расчитывавших на латифундии в соседней пустующей стране. Житель Луизианы некто доктор Лонг призвал всех авантюристов сплотить свои ряды и освободить «землю Техаса от кровавой Испанской диктатуры». Движение получило название Лонг Экспедишн. В 1818, группа авантюристов в составе порядка 300 человек (конечно не обошлось без народного Техаского Героя Боуи) перешла границу и объявила Техас республикой. Лонга быстренько выбрали Президентом. Будучи человеком не жадным, он тут же выделил всем участникам экспедиции по 30 кв.км земли. Все остались друг другом очень довольны, но скоро выпивка и еда прихваченные с собой на дорогу стали заканчиваться и народ начал потихоньку расходиться по домам. Экспедиция закончилась предательством и выдачей Лонга испанским властям. Весь этот поход завершился одним существеным событием, во время него родилась девочка Мэри Лонг, которая считается первой англос рожденой в Техасе.
Помимо чисто авантюристических попыток заселения Техаса, предпринимались и вполне законные и организованые действия. Одним из первых американцев занявшихся легальным переселением в Техас, так называемых, «англос» был Мозес Остин. Под англос мексиканцы понимали скорее даже не англоговорящее население, а испано неговорящее, и спокойно именовали англос многочисленных немцев, чехов и поляков. Мозес Остин добрался до Мехико Сити и получил от Испанского губернатора грант на землю и право переселить туда 300 англос, но скончался не успев довести дело до конца. Грант и права по наследству получил его сын Стефан. Лет через пятнадцать после описываемых событий местечко Ватерлоо в Центральном Техасе будет переименовано в город Остин, в честь Стефана Остина и провозглашено столицей республики Техас.
В 1821 году Мексика добилась независимости, Техас стал одной из ее провинций. Попытка Стефена Остина начать переселение натолокнулась на проблемы. Новый мексиканский губернатор Техаса заявил, что Мексиканская революция отменяет все обязательства взятые при Испанском владычестве. Организационная работа заняла еще несколько лет, но 1825 году первые 300 англос легально поселились в Техасе.
Мозес и Стефан Остины являлись представителями очень интересной группы людей. На английском языке их специальность часто называлась «колонизаторы», но так как это слово в русском, за годы советской власти, приобрело негативную окраску, назовем их «комиссионерами», часто используется также слово «импрессарио». Возможно, именно благодаря людям этой профессии освоение территорий англоязычными переселенцами имело совершенно иной вид по сравнению тем, что происходило в испанских колониях или в Сибири.
Вне зависимости от того, где происходили события, в Перу или на Алтае, сценарии были очень близки. Приходила вооруженная группа людей в сопровождении священиков и требовала дань (ясык) – золото (меха). После завершения первого этапа – экспроприации имущества, наступал второй, в процессе которого священики рассказывали, о ничтожности земных благ, шпионили и призывали к смирению. Через какое то время цикл повторялся. Приблизительно также вели себя англичане в густонаселенных странах, например в Индии, но когда отнимать собсвенно было нечего, они пытались увеличить «налогооблагаемую базу».
Как это не поразительно на территории современных Штатов они не начали гоняться за Команчами по прериям, что бы отнять у них шкурку суслика. Лет триста назад, была понята простая истина, которую до сих пор не могут усвоить ни русские, ни китайцы. Страна становиться тем богаче, чем больше в ней богатых людей. Для того чтобы физически осуществить процесс увеличения налогооблагаемой базы, в английских колониях, устанавливалась простая система товарно-денежных отношений, согласно которой, комиссионер, получив от государства грант на территорию, разбивал ее на участки и предлагал работоспособным людям переселиться на эти новые наделы. В качестве компенсации (комиссии) за свои услуги он получал от переселенцев определенное вознаграждение, но обычно не раннее чем через пять лет после переселения. После выплаты комиссии земля переходила в полную собственность переселенцев. Государство в свою очередь получало состоятельных граждан готовых платить налоги и в случае необходимости защищать его от посягательства врагов до последней капли крови, т.к. в месте с ним защищало свои права на землю.
Уровень благосостояния комиссионера определялся количеством переселенцев которых он сумел привлечь своими предложениями. Так если на территории, которую контролировал Остин, в 1825 году, было триста переселенцев, то 1832 году их было, порядка, одинадцати тысяч. Не полагаясь на помощь государства, переселенцы создали отряды самообороны, которые обеспечили безопасность от индейцев, по крайней мере на освоеных территориях. Мексиканское правительство, на первом этапе поддерживало это движение и даже помогало рейнджерам вооружиться, но увидев на сколько быстро развивается процесс и на сколько мало Мексика его контролирует, запретило эмиграцию англос в Техас.