Осматривая достопримечательности в центре Вены наш гид подвёл нас к мемориалу и сообщил, что здесь будет место встречи нашей группы. А о самом мемориале коротко сказал, что он посвящён жертвам фашизма и покаянию. Я машинально для себя отметила — о каком покаянии идёт речь? Но спросить уже было не у кого, гид ушёл. Если честно, то все эти памятники не произвели на меня никакого впечатления. Слишком уж всё было абстрактно. Но снимки я сделала.
И как всегда, вернувшись домой, разбирая фото и записи я вспомнила об этом и в первую очередь о каком покаянии шла речь?
Фото из Википедии
Но сначала о памятниках. Мемориал против войны и фашизма расположен на площади Гельмута Цилька (бывшая Альбертинаплатц) в Вене, напротив дворца Альбрехта, с обратной стороны венской оперы. На этом месте ранее был расположен двор Филипп-Хоф, монументальное жилое строение, которое 12-го марта 1945 года было разрушено во время бомбардировок. Погибли сотни людей, которые прятались в подвалах. Засыпанных не смогли спасти, их точное число не было установлено. На этом месте в 1988г. и был установлен мемориал.
Эскиз и изготовление — это работа австрийского скульптора Альфреда Хрдлика. Он использовал в ней гранит, который добывали в каменоломнях заключенные концентрационного лагеря Маутхаузен.
Сама скульптурная композиция состоит: на переднем плане находятся "Ворота власти", с левой стороны скульптор напоминает о жертвах массовых убийств, которые совершались в лагерях и тюрьмах нацистов, а также о жертвах сопротивления и преследования национальной, религиозной и этнической принадлежности.
Группа фигур правой колонны ворот посвящена памяти всех жертв войны. Тело рожающей женщины без лица символизирует вновь родившихся австрийцев после ужасов войны.
"Орфей входит в Ад", входящая в мраморный блок мужская фигура — это памятник жертвам бомбардировки и всем погибшим, которые сопротивлялись фашизму, рискуя жизнью.
Скульптура моющего улицу еврея призвана напомнить об оскорблениях и гонениях, которым подвергся этот народ в годы войны.
Это было в действительности, евреи моют улицы города, под смех немецких солдат.
Некоторые прохожие использовали его как скамеечку для отдыха, после этого Хрдличка на спину старика добавил колючую проволоку.
С памятником стало всё ясно, а что же про покаяние? (если бы я знала историю достаточно хорошо, то поняла бы всё сразу, но...)
А акт покаяния состоял в том, что случилось в марте 1938 года. А это был аншлюс — добровольное присоединение Австрии к Германии.
"В ночь с 11 на 12 марта германские войска, заранее сосредоточенные на границе в соответствии с планом «Отто», вошли на территорию Австрии.
Австрийская армия, получившая приказ не оказывать сопротивления, капитулировала. В четыре часа утра в Вену в качестве первого представителя нацистского правительства прибыл под охраной роты эсэсовцев Гиммлер в сопровождении Вальтера Шелленберга и Рудольфа Гесса.
13 марта в 19 часов Гитлер торжественно въехал в Вену в сопровождении шефа Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии (ОКВ) Вильгельма Кейтеля. В тот же день был опубликован закон "О воссоединении Австрии с Германской империей", согласно которому Австрия объявлялась "одной из земель Германской империи" и отныне стала называться"Остмарк"." Из Википедии.
А на балконе Нового дворца резиденции Габсбургов, на Хельденплац, 15 марта 1938 года Гитлер произнес свою пламенную речь. Он заявил: "Я объявляю германскому народу о выполнении самой важной миссии в моей жизни". И ликовали и аплодировали ему многие тысячи венцев, которые пришли сюда добровольно.
Такого скопления народа и такого приема Гитлеру не оказывала ни одна захваченная страна. Это был его триумф, так как к Вене у Гитлера были свои счёты. В 18 лет он отправился в Вену, чтобы поступить там в Академию изобразительных искусств в надежде стать великим художником. Поступал дважды — один раз не сдал экзамен, второй раз даже не был допущен к нему, и ему пришлось зарабатывать на жизнь рисованием почтовых карточек и рекламных объявлений. Ему посоветовали поступить в архитектурный институт, но для этого нужно было иметь аттестат зрелости, которого у него не было. Мне очень понравилось высказывание в интернете:"Лучше бы его приняли и он стал посредственным художником... Насколько же велика была его обида, что он стал тираном и погубил столько людей".
А Стефан Цвейг, писал:"Я родился в 1881 году, в большой и могучей империи, в монархии Габсбургов, но не стоит искать ее на карте: она стерта бесследно. Вырос в Вене, в этой двухтысячелетней наднациональной столице, и вынужден был покинуть ее как преступник, прежде чем она деградировала до немецкого провинциального города.
После нескончаемых варфоломеевских ночей, после ежедневных истязаний до смерти в застенках и за колючей проволокой, какое значение может иметь еще одна несправедливость, земное страдание?... После Австрии 1938 года мир притерпелся к бесчеловечности, к бесправию и жестокости больше, чем за все предшествующие столетия. В прежние времена того, что произошло в злосчастной Вене, было бы достаточно для международного бойкота; в 1938 году мировая совесть помалкивала или лишь слегка роптала".
Такова история мемориала, который не произвёл на меня впечатления, но какой глубокий смысл он в себе несёт.