После осмотра венских достопримечательностей: Хофбурга, оперы, после Альбертины и Бельведера, церквей и соборов Вены, улиц города мы поехали смотреть "Дом Хундертвассера" и небольшой торгово-выставочный центр, построенные художником Ф. Хундертвассером совместно с архитекторами Йосефом Кравина и Петером Пеликаном в 1986г.
Чуть в стороне от Ринга на углу улиц Лёвенгассе и Кегельгассе, среди обычной городской застройки вдруг появляется многоэтажный зелёный остров. Это "Дом Хундертвассера". Выглядело всё это эксцентрично, экстравагантно, причудливо.
До этого я не знала ничего ни о самом архитекторе, ни о его творениях. И после увиденных достопримечательностей увидеть столь необычное строение?! Но день был солнечный и всё это многоцветье выглядело так празднично и весело. Вот, такой волнистый многоквартирный жилой дом. Это необычно. Это красиво. Насколько это функционально — трудно сказать. Поэтому для лучшего понимания, стОит поближе познакомиться с жизнью и со взглядами автора.
Родился Фриденсрайх Хундертвассерr, 15 декабря 1928 года в Вене, где провел все детство и юность. Отец — австриец, мать — еврейка. Детство его складывалось далеко не безоблачно. Отец умер когда Фридриху был всего год. Еврейское происхождение обрекло семью в годы войны практически на уничтожение: в 1943 году в концлагере погибло 69 еврейских родственников по материнской линии, в том числе бабушка и тетя. Однако испытания не остановили и, возможно, даже подстегнули развитие творческого начала, его стремление в рисунке выразить свои чувства. С 1936 года он посещает венскую школу с обучением по системе Монтессори, в основе которой был заложен индивидуальный подход педагога к каждому ребёнку. Особый акцент делался на свободное воспитание. Это, очевидно, повлияло на его решение оставить рутину формального обучения. Учителя школы отмечали у мальчика особое ощущение цвета и форм.
Автопортрет
Венскую художественную Академию он посещал в 1948 году на протяжении 3-х месяцев, на чем и закончил своё профессиональное образование, и отправился в путешествие: Северная Италия, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия.
В 20 лет, во время путешествия по Италии, сменил собственное имя Фридрих Стовассер на более эстетичное с его точки зрения Фриденсрайх Хундертвассер. "Фриденрайх" означает "царство мира", фамилия состоит из слов "сотня" и "вода".
Он много путешествовал, лишь день проучился в школе изящных искусств в Париже. Основал универсальную академию всех творческих сфер "Пинторариум". В любви был несчастлив, дважды вступал в браки длительностью год и пять лет. Долгие годы он возмущал общественность экстравагантными выходками. Например, Хундертвассер всегда носил разные носки. Сочинил манифест "Право на третью кожу", который обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике.
Понятие “третья кожа” было частью философской системы Хундертвассера. Всего он насчитывал пять кож человека: первая кожа – собственная, эпидермис, вторая – одежда, третья – дом, четвертая – социальная среда, пятая – весь мир.
Его жизнь была тесно связана с философским взглядом на среду обитания и архитектуру как основного элемента этой среды. Он не придавал большого значения каркасу и стенам здания, считая основным его элементом окно:
"Многие считают, что дома состоят из стен. Я говорю – они состоят из окон. Когда на улице разные дома стоят один за другим, и в них разные окна-расы, к примеру, современное здание с равнодушными квадратными окнами и здание в стиле барокко с барочными окнами, это никого не волнует. Но три разных вида окон в одном доме кажутся людям недопустимыми, как нарушение закона расовой сегрегации. Почему? Разве любое окно не имеет право на собственную жизнь? Надо прекратить этот оконно-расовый апартеид. Бесконечное повторение одинаковых окон друг за другом и одного над другим – это признак тюрьмы.
…Когда строишь дом, начинай с окон, ибо они есть мост между внутренним и наружным пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья — окнами ".
Это его "Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре", или как его ещё называли — "Право окон".
Каждый жилец должен иметь право высунуться из своего окна и менять фасад дома насколько позволит ему длина вытянутой руки так, чтобы издалека было видно, что здесь живет человек.
Шутники прозвали этот манифест "правилом вытянутой руки".
Использование линейки в архитектуре, по Хундертвассеру, — преступление. Это инструмент разрушения архитектурного триединства (архитектор — строитель — житель) "Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Если вы не верите — сосчитайте все прямые линии, которые вас окружают...Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия подражания".
Архитектурное творчество Фриденсрайха Хундертвассера тесно связано с экологическим самосознанием. Красной нитью во всех работах проходит мысль о том, что человек должен не разрушать, а сохранять природу, естественный пейзаж насколько это возможно. И ручей, и река, и болото должны быть неприкосновенны, как были созданы Богом.
Человек должен навсегда избавиться от мыслей исправить природу, ведь первоочередной необходимостью является заключение с ней мирного договора. И конечно, Хундертвассер подробно описывает, какие шаги помогают возродить гармонию — в первую очередь, в строительстве человеческого жилья.
Кунтсхаус — Дом искусств в Вене
Архитектор был убеждён, что люди должны хоть как-то компенсировать тот урон, который наносило природе индустриальное общество. Поэтому он отводил деревьям и траве место при планировке своих домов и на доме, и прямо в нем. Например, посреди комнат растут деревья, выпуская из окон наружу свои ветви, а крыши зданий покрыты дёрном.
Фабрика по переработке мусора в Вене.
Его архитектурный стиль вошел в историю как "естественный", "экологичный", "биоморфный".
Для Фриденсрайха Хундертвассера идеальный дом представляется безопасным убежищем, уютной берлогой, покрытой травой, но с хорошим обзором из многих оконных проёмов. А крыша дома сливается с холмом и туда частенько забредают овечки в поисках свежей травки. Не случайно любимым животным Хундертвассера была улитка с домиком на спине, что нашло отражение в его проекте флага для Новой Зеландии, к которой он испытывал особые чувства и которая, по сути, стала ему второй родиной. Здесь ему и удалось, наконец, построить дом, полностью отвечавший его представлениям об идеальном жилище.
Фриденсрайх Хундертвассер с радостью занимался всем, что его увлекало. Преуспел в изготовлении эскизов для почтовых марок, за что получил гран-при филателистов в 1997 году в Германии. Рисовал марки для республики Берега Слоновой кости, Сенегала, островов Каба-Веде и ООН. По его образцам японские зодчие создавали резные скульптуры из дерева.
Дерево-спираль.Почтовая марка.
Хундертвассер берётся за дизайн почтовых карточек, автомобильных номерных табличек, жетонов для казино, плакатов, разрабатывает дизайны для самолетов линии «Боинг» и «Кондор». Строит рынки, летние деревни, оформляет энциклопедии и обложки для книг. По его эскизам и сейчас создают ювелирные изделия.
Золотая монета. Купол под золотым дождём. Фото из интернета.
Дом Хундертвассера в Вене, строительство которого закончилось в 1986 году, стал первым домом, полностью оформленный этим самобытным архитектором. Эксцентричное здание, призванное стать образцом своеобразия и качества жизни в муниципальных постройках обновлённой Вены, сразу же вошло в число городских достопримечательностей.
Оно не похоже ни на один из окружающих его домов и выглядит так, словно сошло со страниц старинной сказки или картинки в альбоме, нарисованной нетвёрдой рукой ребёнка. Фасад, покрытый керамической плиткой, поделен на асимметричные четырёхугольники, отчего всё строение кажется пляшущим на волнах. Все окна разные по размеру — от совсем крошечных до широких многостворчатых конструкций. Неровные полы комнат и коридоров напоминают тропы, бегущие сквозь зелёные заросли, в которых утопает дом.
"Ровный пол — измышление архитекторов… Живой, неровный пол означает возвращение утраченного человеческого достоинства, которое было отнято у человека в нивелированном градостроительстве. Неровный пол становится симфонией, мелодией для ног. Он приводит в тонус всего человека."
Произведения Фриденсрайха Хундертвассера щедро разбросаны по всему миру. В Токио и Лиссабоне, Вене и Магдебурге, да и во многих других городах вы можете увидеть творения мастера. В середине 90-х около Арабо-Израильского общинного центра в яффском районе Аджами поставил фонтан-поилку в виде открытой ладони и излюбленного символа, с которым он не расставался всю жизнь, – спирали, "символа жизни и смерти".
фото из интернета
Последние годы жизни художник провел в Новой Зеландии. Он скончался 19 февраля 2000 года, на борту лайнера «Королева Елизавета», по дороге между двумя своими домами на разных материках Земли.
"Хундертвассер — это кич!" — кричат ненавистники. "Хундертвассер — гений!" — спорят поклонники". Н.Колесова, "Культ Личностей"
Лично мне не всё нравится в его творчестве, но его подход и мировоззрение в отношении к природе заслуживают уважения.