Нохчийн или просто Чечня. Ч.14. Старый Хой
Однажды Шамиль приказал жителям аула Хой собрать 30 рублей серебром и зарезать барана. Вскоре в аул тайно приехал русский офицер и о чём-то долго разговаривал с имамом. Затем произошёл штурм Ведено и Шамиль вернулся в Дагестан.
Кем был офицер? Являлся ли он шпионом имама, или, наоборот, от имени А.И.Барятинского предлагал сдаться? Хусейн этого не знает.
Чеченская история полна загадок. Почему ушёл от Шамиля Хаджи-Мурат? Действительно ли он боролся за свою семью, которую Шамиль держал заложниками в Ведено? В зависимости от этого факта можно по-разному трактовать образ Хаджи-Мурата.
Вот ещё интересный момент. Однажды имам Шамиль попросил русское командование прислать врача к своему заболевшему сыну. Военные отправили полкового врача Пиотровского, но было поздно, мальчик Джамалуддин умер.
Ещё у чеченцев существует такая легенда. Когда Шамиль в Гунибе пошёл сдаваться, один израненный чеченец по имени Байсангур заявил: «Шамиль, мы чеченцы верили тебе аварцу. Зачем ты двадцать лет водил нас в битвы? Ты не имеешь права сдаваться!»
После Байсангур хотел убить Шамиля, но в спину стрелять не стал.
Шамиль сдался и спокойно жил в Калуге, получая от царя 1000 червонцев в год.
Байсангур Беноевский не имел левой руки и левой ноги, перед боем его привязывали к коню. Однако Байсангур со своим отрядом пробился из окружения и воевал ещё 11 лет. В результате предательства он был пойман и повешен в Кизляре.
И вот тут самое интересное! После ухода имама Шамиля в Чечню вернулся из хаджа Кунта Кишиев. Это был религиозный деятель, проповедовавший исключительно мир. Можно назвать его чеченским Ганди.
«Не спорьте с властью, не старайтесь заменять её собой. Всякая власть от Всевышнего!
Кусок золота и ком земли имеют одинаковую цену.
Нельзя жалеть о земных потерях, глупо радоваться земным обретениям,» — проповедовал Кишиев.
В 1864г чеченского Ганди арестовали и отправили в ссылку на север России, где через три года он умер. Аварец Шамиль воевал с Россией и стал получать пенсию. Чеченец Кунта Кишиев проповедовал смирение, за что и отправился в Сибирь. Где логика?
— Из нас ещё тогда дураков сделали, — махнув рукой, комментирует Хусейн.
Если в Надтеречном районе жалко русских казаков, вынужденно покинувших свои земли, то здесь в горах жалко чеченцев, пострадавших в 1944г и в обоих военных компаниях.
После депортации возвращавшимся на родину чеченцам не разрешали селиться высоко в горах, так как властям тяжело было контролировать высокогорье. Земли в горах отдали колхозам под выпас коров и овец. Возвращавшихся из ссылки горцев порой насильно селили на равнине. Таким образом, стали выстраиваться фишки чеченского домино. При той жизни всё это было не важно, а после 91г оказалось очень даже важно.
Пока мы гуляли, Сайд-Эмин похозяйничал в доме у Хусейна, приготовив вкусный обед. На свежем воздухе аппетиты у всех отличные. Чеченцы соблюдают пост и не едят. Хусейн вспоминает, как в советское время ездил в командировки в различные города СССР, далее рассказывает про совершение хаджа.
Я слушаю его и думаю, ведь после сталинской депортации было прекрасное советское время, которое просто так забыть нельзя. Оно ещё долго будет нас объединять.
Партия на 20ом съезде осудила Сталина и его репрессии. Советская власть извинилась перед репрессированными народами, создав для народов СССР равные возможности в получении образования. Дудаев стал генералом, Масхадов полковником, Хасбулатов профессором. Планировка квартир в Грозном не отличалась от Москвы, впрочем, как и зарплата. В 1990г в Грозном отмечали рождение миллионного чеченца. Почти каждый чеченец возрастом за 40 побывал во многих городах Советского Союза. Что было не так? Старая рана 1944г, по ней в 1991г умело полоснули бритвой.
Если вспомнить фильм «Небо, самолёт, девушка», там стюардесса (Т.Доронина) погибает, спасая пассажиров, но об этом её любимый человек узнаёт не из выпуска новостей, а от её подруги. В СССР в новости попадала только положительная информация, почти нигде нельзя было найти что-то о сталинских репрессиях. При всех плюсах и минусах прошлого руководство страны старалось не раскачивать совместно построенное здание.
Наступает горбачёвское время и в основание общего дома начинают целенаправленно долбить – у вас, дескать, дедушка фундамент не так положил. Доводы о том, что здание стоит, в расчёт не принимаются. Я сталинские репрессии не видел, моя мама в то время грудным ребёнком была, но на основании этого был разрушен СССР.
В Уголовном Кодексе есть статья – «Разглашение тайны усыновления», нечто подобное было специально совершено в перестройку. В 1985г из Чечни убрали ракетную воинскую часть, вооружили людей националистическими идеями и раздали здесь горы оружия. В России параллельно набирала оборот античеченская пропаганда. Вначале 90х происходили постоянные захваты автобусов с заложниками, где террористы неизменно требовали отпустить их в Чечню. В какой-то момент даже Д.Дудаев возмутился этими провокациями.
Когда я с кем-либо в Чечне общался, и если заходил разговор о Дудаеве, то люди отвечали примерно так: «Он не наш, он не чеченец (говорили немного по-другому). Нам его специально привезли».
Вот и не верь после этого в теорию мирового заговора…. Теневые режиссеры сценарий разработали ещё в 1985г, а все герой появились уже потом….
Горы не хотят нас отпускать. На обратном пути, на перевале попадаем в туман, в некоторых местах разлившиеся ручьи основательно подмыли дорогу. Зелимхан осторожно объезжает препятствия.
Подъезжая к Ведено, я решаюсь спросить у Хусейна.
— А Басаев, он ведь из вашего села? Вы его знали?
— Мы здесь все друг друга знали и знаем. Он из Москвы, он из ГРУ.
Вопрос, словно мяч в волейболе, отбит на мою сторону. Всё предельно ясно и что-либо ещё выяснять не хочется.
Всю оставшуюся дорогу я смотрел в окно. Вспоминались всевозможные телевизионные репортажи из прошлого. Приятно видеть своими глазами как суетятся люди, как кто-то что-то строит, кто-то куда-то спешит. Очнулся я от мыслей, увидев перед въездом в Грозный большую объёмную стелу, где наша планета опоясана надписью «Грозный – центр мира».
Нохчийн или просто Чечня. Ч.16. Старые Атаги и Чешки