В предпоследний день в Перу по плану супер-ранний подъем в 3 часа ночи. Быстрый завтрак – кофе, булочки и сыр, любезно доставленные в номер сотрудниками отеля. И вот уже мы несемся по знаменитому Панамериканскому шоссе на юг от Лимы.
Сегодня у нас экскурсии на острова Бальестас и к геоглифам пустыни Наска. Пока за окном темно, уютно устраиваемся поспать – мы вдвоем на заднем сидении авто, гид на переднем. На “боевом посту” только водитель. Примерно часа через три второй подъем и второй завтрак в городке Писко (как всегда в Перу вкусно и недорого). И вперед – к новым удивительным перуанским открытиям.
Острова Бальестас в заливе бухты Паракас являются одним из красивейших туристических направлений Перу. Острова находятся в Тихом океане в получасе езды на катере от причалов Паракаса, откуда ежедневно быстрые лодки с 8 до 10 утра уносят туристов к удивительным цветным скальным аркам, в царство птиц и морских котиков.
Утром набережная спокойна. Рыбаки уходят на промысел, туристы стройными рядами выстроились в очереди к катерам. Многочисленные рестораны пока в ожидании свежего улова и клиентов, которые устремятся к ним после двухчасового посещения островов – довольные и голодные.
Недолгое ожидание в пестрой жизнерадостной толпе,
бойкая загрузка в быстроходные катерки человек на 30. Веселый процесс одевания оранжевых жилетов и фотографирования в них. И вот уже вся армада вздымая брызги несется в океан. На борту каждого катера гид, просвещающий туристов на испанском и английском.Во время морского путешествия к островам узнаем, что здесь высадилась в 1820 году во время борьбы за независимость Перу от Испании армия Сан-Мартина. И именно в Паракасе генерала восхитили красно-белые фламинго. А позже он перенес эти цвета на национальный флаг свободного Перу.
А вот и знаменитый Андский канделябр, еще одна загадка Перу. Единственный геоглиф, видимый только с моря. Возраст его более 2 тысяч лет. Размер рисунка: длина — 128 м, ширина — 74, а толщина линий — 1,5 до 4 м. Впечатляет! Для чего он однозначного ответа нет до сих пор.
Некоторые версии:
— Ориентир для мореплавателей (канделябр видно с моря на расстоянии 10 км), но ориентир сугубо дневной, если только каналы линий не заполнялись какой-нибудь горючкой и не поджигались. Но вариант огненного канделябра нигде не упоминается. Значит только дневной. Ночью древним морякам предлагалось довольствоваться для ориентира звездным Южным крестом.
— Указатель на Наска — «свечи» ориентированы точно в направлении пустыни. Типа “прямо пойдешь – в художественную галерею попадешь”. Но опять же где это “прямо” видно только с моря.
— Из области фантастики: геоглиф – это полное описание Земли инопланетянами. Типа “левая часть рисунка обозначает собой фауну, а правая – флору” (можно и наоборот, кто не верит – пусть проверит) и т.п.
— Из области хулиганской фантастики: геоглиф – это инопланетное графити или автограф инопланетных туристов типа “здесь были Киса и Ося” (прикольная версия из интернета).
Но как бы не манила к себе тайна Канделябра (Трех крестов, Кактуса или чего другого, что вам видится) – он только небольшая остановка на пути к основной цели дня. Катера с весело гомонящими туристами летят дальше по бесподобно красивым волнам.
Птиц над головами становится заметно больше.
Гид весело предупреждает – задирая голову ртов не открывать, гуано – продукт дорогой, за каждый проглоченный нечаянно грамм придется платить. Ну а кому птичкин отход попадет, скажем на голову, будет иметь счастье на целый год. А если этот счастливчик еще и вместо нецензурной “благодарности” загадает желание… Скажу честно, никто из помеченных при мне “счастливым” пометом супер-бонуса не получил. Им как-то было не до загадывания желаний.Так весело и незаметно пролетели полчаса пути. И вот впереди цель нашего путешествия — три скалистых острова, часть древней кордильеры побережья, естественное убежище для огромного количества птиц, рыб и млекопитающих.
Волны и ветер за века изваяли в скалах причудливые арки (именно они и дали название островам) и гроты. К причудливым формам прилагается не менее причудливая раскраска скал. И, конечно, их многочисленные обитатели.
Бальестас — важный центр сбора гуано (птичьего помета). На центральном острове расположены руины старой фабрики, принадлежащей в наше время “Проабонас” – организации, занимающейся вывозом и продажей этого мощного экологически чистого удобрения.
Острова являются заповедной территорией, и осматривать их можно только с катера. Ступать на скалы могут только люди, занимающиеся сбором гуано, которое является лучшим удобрением, и когда-то даже ценилось дороже золота.
Когда первые собиратели прибыли на острова, слой гуано в разных местах составлял от 20 до 70 метров! Сейчас на Бальестас достигнуто равновесие между добычей гуано и интересами обитателей. Наиболее уязвимые зоны их обитания запрещены и для сборщиков гуано.
Конечно, острова подчищены регулярным сбором. И все-таки выражение “деньги не пахнут” здесь не актуально и сейчас. Но через короткое время про денежный дух забываешь, настолько захватывает природное представление.
Для человека скалы Бальестас, может и не очень привлекательны, но животным, похоже, тут очень нравится. Вблизи Бальестас водится много рыбы, особенно анчоуса (он-то и придает такие необыкновенные свойства птичкиным отходам). Полное отсутствие хищников позволяет местным представителям фауны чувствовать себя тут очень спокойно.
Животные даже не бояться людей, подплывающих к островам на шумных моторных лодках и катерах. Многие котики, дремлющие на скалах, при звуке работающих двигателей даже глаз не открывают. Это не удивительно – гвалт птичьего базара и хоровой рев котиков делают звуки человеческой цивилизации практически неслышными.
Места хватает всем и на потрясающе красивых разноцветных скалах восседают сотни тысяч пернатых, всевозможных видов, размеров и окрасок. Катерки с туристами медленно раз за разом обходят островки. Кажется, котики, специально принимают изящные позы для фотосессии. Этакие трехсоткилограммовые милые грации.
А как они заразительно спят на отвесных скалах. Ума не приложу, как они туда без альпинистcкого снаряжения забираются.
Лазурные волны плещутся у скал, шуршат по отполированной гальке. По небу плывут редкие тучки и парят тучи птиц, сияет ослепительное солнце. И все это природное великолепие славит неумолкающий хор – басы котиков и птичье сопрано.
Два часа, отпущенных на знакомство, пролетают, как один миг. Довольные, прилично сгоревшие торчащими из-под шляп носами (крем от загара с защитой 50 в Перу не прокатывает, надо брать 100 или 80) двигаемся в обратный путь.
За время нашего отсутствия в порту произошли изменения. Мирные рыбацкие шхуны взяты на абордаж. То, что рыбаки не успели сдать в ресторанчики, теперь законная добыча местных летучих джентельменов удачи. Еще и еще щелкают фотики, запечатлевая эти колоритные картинки.
Ну, вот приплыли. Попытались рвануть к ресторану полакомиться морскими вкусняшками, но были остановлены не дрогнувшей рукой гида. Низя!!! У нас по плану следующим пунктом полет над Наской. Кормежка перед полетом настоятельно не рекомендуется. И правильно! Мы в этом скоро убедились. Но это уже совсем другая история.