По преданию Тихвинская икона Божьей Матери Одигитрии была создана Лукой – учеником Христа, написавшим Евангелие, в котором есть строки «…чтобы возвратить сердца отцов детям». Они высечены на камне неподалеку от центральной дорожки с вековыми липами, ведущей в Успенский монастырь.
Собственно от слов Луки я и буду плясать, то бишь, рассказывать историю Тихвинского монастыря дальше. Историю, главная героиня которой икона. Историю возвращения.
Как гласит легенда, икона в этих краях появилась не случайно. Прибыла она из Константинополя. В смутные времена, как знамение, доказательство того, что мир будет спасен. Слава о чудодейственных свойствах иконы быстро распространилась по Руси. Особенно ей приписывали силу помогать бездетным парам.
В начале 16 века в будущий Тихвин приехал Василий 3 вместе со своей второй женой полячкой Еленой Глинской. Первый брак князя был неудачным, и он совершил неслыханный поступок для тех времен. Развелся! А потом послал свою бывшую супругу подальше. В монастырь. Что, в общем - то было в порядке вещей. Нет детей, нет жены. Свободен.
В Елену Василий влюбился с первого взгляда. И такой силы была любовь, что ради нее он совершил еще один неслыханный поступок – сбрил бороду по тогдашней европейской моде. В угоду молодой жене. Бояре над ним потихоньку посмеивались в свои бороды. Не одобряли они и отсутствие наследника.
Собственно ради последнего и прибыл князь с женой поклониться чудодейственной иконе. И через 9 месяцев прямо как в сказке у Пушкина «родила царица в ночь не то сына, не то дочь…» Шучу. Родила Елена будущего царя Ивана Грозного.
И в благодарность за обретение наследника его отец Василий 3 повелел отстроить специально для иконы с Богородицей каменный Успенский храм по образу и подобию храма во Влахерне, в котором когда-то хранилась святыня.
Дело отца чуть позже продолжил сын Иван Грозный, помнящий семейную историю. По его указу в 1560 году был основан Тихвинский богородичный Успенский мужской монастырь. А на другом берегу реки Тихвинки женский Введенский монастырь.
Иван Грозный жаловал Успенский монастырь своими милостями, любил посещать его. Кушать постную монастырскую пищу в трапезной с высоким крыльцом, которая к слову сохранилась до сих пор.
Я там была, мед пиво пила. Шучу. По случаю поста ограничилась тарелочкой борща, миской гречневой каши и жидким клюквенным киселем. Обед за 150 рублей в историческом интерьере. И интерьер, скажу я вам, впечатляет. Сводчатые потолки, арки, узкие, похожие на бойницы, окна. Будто не монастырь, а военная крепость. Хотя тут я не далека от правды.
Монастырь всегда имел важное стратегическое значение и не раз мужественно отражал атаки врагов.
Вот, что донесла до нас история. В начале 17 века обитель регулярно подвергался нападению шведских войск. Но ее никак не удавалось захватить. За стенами монастыря находились искренне верящие в Бога люди, хранимые Тихвинской Богородицей. По количеству шведские войска значительно превосходили, количество осажденных монахов. Осада длилась месяцами. И тогда главнокомандующий шведов маршал Якоб Делагарди издал приказ, в случае взятия монастыря, изрубить икону, как символ крепости русского духа. Но его приказ не был исполнен. Успенский монастырь стал одним из немногих укреплений, которые так и не удалось взять шведам.
Конечно, случались и пожары, но монастырь всякий раз возрождался из пепла, подобно птице Феникс. Ни революционные языки пламени, ни немцы, захватившие город в 1941 году ровно на месяц, не смогли стереть его с лица земли.
В тот далекий 41 год главная реликвия Тихвинского монастыря – икона Богородицы, вывезенная немцами из Тихвина, находилась в Псковском Кремле. И враги, занявшие город, раз в неделю разрешали верующим посещать храм, доставали из сундука Тихвинскую икону. По воскресным дням в храме проходили богослужения, на которых батюшка рассказывал прихожанам о подвигах русских людей, о Александре Невском. Люди, которым довелось побывать на проповедях, вспоминали потом о них всю жизнь. Мечтали вновь когда-нибудь увидеть Тихвинскую икону, вывезенную сразу после отступления немцев из Пскова. И начались долгие странствия по миру чудотворного образа. Когда я смотрю на карту странствий: Рига, Либава, Яблонцы, Лиепая, Гданьск, Кобленц, Прага. Потом Германия. Откуда из американской оккупационной зоны для беженцев икона была вывезена в Америку епископом Иоанном Гарклавом. Я еще не все города перечислила, где побывала Богоматерь Одигитрия (Путеводительница). И вот когда я читаю внушительный список городов, то искренне удивляюсь, как можно было сохранить, не поцарапать, не разбить довольно большую примерно 1,5 на 1,5 метра икону, богато украшенную драгоценностями. В панике, в суете отступления, в войну, как?
Я уже упомянула имя рижского епископа Иоанна. Он вывез икону в Чикаго, где до конца дней служил в Троицком соборе. Перед кончиной епископ завещал своему приемному сыну Сергию возвратить икону в Тихвинскую обитель, когда "минует время безбожной власти", и монастырь будет восстановлен. Икона должна вернуться только туда. Таковым было завещание Гарклава.
И вот, спустя более чем пол века, пройдя огромное количество экспертиз, Тихвинская богоматерь вновь украшает правый предел Успенского собора. И несколько минут я стою перед ней совершенно одна, потому что историки куда-то разбежались, а прихожан на удивление мало. Смотрю и не могу отвести взгляда от великолепия. И вспоминаются пророческие слова Луки.
Икона возвратилась в 2004 году, и Тихвин будто ожил после долгой спячки.
Смотрю статистику у девушки Арины из нашей группы. В начале 20 века население города составляло всего 8 тысяч человек, а количество паломников достигало 75-80 тысяч в год. Впечатляет. Не меньше, чем нынешнее возрождение Тихвина. Вновь заработал оборонный Кировский завод известный танками в военное время и мясорубками, имеющимися в арсенале у многих хозяюшек, в мирное. В начале 21 века близ города появился лесообрабатывающий комбинат, поставляющий древесину для «Икеи». Появилась работа, меньше стала уезжать молодежь.
Потянулись толпы паломников и туристов из других городов, чтобы побывать в монастыре и увидеть старинные фрески Успенского собора, прикоснуться к Тихвинской святыне. Прогуляться по старому центру с ветшающими год от года деревянными постройками, сумевшими сохранить дух дореволюционного, уездного города-монастыря. Ведь если бы ни монастырь, возможно и не было бы города.