• По пути в Тихвин много чего интересного. Вот, например, самолет времен ВОВ.
  • Колокольня Антониево-Дымского монастыря.
  • Путь к камню на озере.
  • Вид с колокольни.
  • Церковь Антония Дымского.
  • Кирпичная кладка с именами.
...
0
Путь к камню на озере. Тихвин, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Путь к камню на озере.

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Тихвин

    Тихвин

    LAT
  • 59.63821N, 33.51600E
  • Я здесь был
    Было: 61
    Хочу посетить
    597

    77 материалов по 35 объектам,  826 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Troll 165
     
    4
    veruncia
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    «Чтобы возвратить сердца отцов детям» часть 1

     
    10 марта 2010 года||3 (2)| 8| 17924

    Вообще - то я не очень люблю паломничать. Поймите меня правильно. Чтобы трястись в одном автобусе с богомолками по святым местам нужно соответствующее настроение, смирение, длинная юбка долу и платок, закрывающий лоб. А у меня настроение весеннее, т.е. глупая улыбка до ушей, хоть веревочки пришей, выбивающиеся из-под шапки завитушки и недопустимые в монастырях брюки, прикрытые по колено непромокаемым пуховиком. Да и еду я не с паломниками, а с историками. В город-монастырь. В Тихвин.

    Дорога до города неблизкая – 2,5 часа. Типично русская, местами ухабистая, не считая небольшого образцово-показательного участка перед рекой Волхов. Говорят, специально к приезду Путина в Старую Ладогу расстарались.
    И столько по дороге необычного. Что шею свернуть можно от любопытства. Проезжаем село Лужа. Интересно, как зовутся местные жители: лужане, лужковцы, а может просто лужки? И откуда такое странное название? Говорят, Петр 1 здесь когда-то проезжал на карете и застрял посреди лужи.
    Или вот речка Елена. Перед ней табличка, а рядом с табличкой парень девушку фотографирует на «мыльницу». Ненужно быть прорицателем, чтобы догадаться об имени той девушки.

    Дальше великие для Ленинградской области реки Волхов и Сясь, через которые когда-то проходил торговый путь из варяг в греки и обратно. Реки впадают в Ладогу. Нет, Ладогу мы не проезжаем. Озеро остается немного в стороне за кустами, лесами, болотами. Зато заезжаем на рыбный рынок. Там умопомрачительно пахнет свежей корюшкой и копченой форелью. Если кто не знает, корюшка благоухает огурцами. А форель еще теплая после коптильни. Такая поджаристая, что хочется начать ее есть немедля, прямо без хлеба и, не снимая перчаток. Цены на рыбу демократичные. И я даю себе зарок непременно отовариться на обратном пути. Уговариваю водителя. Он вроде не против.

    Водителя зовут, как Пушкина – Александр Сергеевич. А еще с нами едет девушка Арина. Но не Родионовна. На этом совпадения заканчиваются. Арина носит очки и не верит в сказки. Пишет кандидатскую. Ну, в смысле не в автобусе пишет, а вообще. И поездка запланирована у нее, как раз с целью сбора информации для научного труда. Не то, что я праздно шатающаяся акынка, что хочу, о том пою. Что вижу, то и фотографирую.

    Но вот и поворот на первый монастырь – Антониево - Дымский. Он и в самом деле первый, потому что древнее Успенского в Тихвине и древнее других областных обителей. Только мало что от этих древностей сохранилось в первозданном виде.
    Разве, что леса и озера, как и века назад, все на том же месте. Да, камень, на котором в начале 13 века по колено в ледяной воде, в тяжелых истязающих тело веригах, молился преподобный Антоний. Место для своих молитв он выбрал не случайное, хоть и уединенное. Неподалеку находилось языческое скопище. И Антоний не огнем и мечом, а личным примером, пытался обратить в свою истинную православную веру не верящие фино - угорские племена. Открыть им, так сказать, глаза. Язычники же подсматривали из-за кустов, как какой-то человек в большой железной шляпе, типа рыцарь (ну таких слов, я думаю, они еще не знали) стоит посреди озера столбом. День стоит, два стоит, а на третий они подошли поближе поинтересоваться, может чего надо.
    Кстати, «столбничество», так называлась уединенная молитва монахов на возвышении: столбах, деревьях, горах, камнях, пришло к нам из Византии. И получило расцвет в России в 14 веке. Антоний был не только первопроходцем, но и в каком - то роде законодателем моды в сем нелегком деле. А еще он никому и ничего не навязывал. Ни мыслей, ни разговоров. Просто вдохновлял людей личным примером мужественности и стойкости. И нашлись люди, поверившие ему и уверовавшие в Христа.
    Так среди лесов и болот возник деревянный храм на Дымях. Первый монастырь был с виду скромным, как и его основатель. Но слава о Дымском озере по Руси пошла нешуточная.
    Постепенно монастырь разрастался. Строились каменные храмы. И толпы паломников пешком шли в те глухие места, дабы очистить душу и излечить недуги, совершив омовение в чудесном озере. Преклониться перед святыми мощами, почившего к тому времени Антония. Помолиться на камне, с которого началась история обители.

    Камень посреди озера – единственная святыня, которую пощадило время. Его не раздробили, не разнесли по кирпичикам, как православные храмы и стены монастыря. Для этой цели в 1929 году была образована коммуна «Красный броневик». Страницы истории советских лет, как будто написаны по одному шаблону для многих православных монастырей. Приют, коммуна, психиатрическая больница, школа трактористов, санаторий-профилакторий бокситогорского комбината… Можно не продолжать. Потому что продолжение равно разрушению. Храмов, своей истории, себя. Отречению от корней.
    Сейчас монастырь вновь стал монастырем. Замкнулся круг.

    А нас встречают полуразрушенные братские корпуса, бывшая сельская школа, сараи и новенькая кирпичная арка над входом, за которой заливисто лают собаки, сообщающие хозяину о прибытии не прошеных гостей.
    Как бы там ни было, я всегда чувствую себя незваной гостьей в подобных местах, ибо нарушаю границы чужого пространства. Нет, правил я стараюсь не нарушать. Все-таки «в монастырь со своим уставом не ходят». Как положено, облачаюсь в платок, юбку и следую за охранником шутником мимо колокольни. Идем к Дымскому озеру. Лед на озере тает, плавится на солнце. Дорога до креста, установленного на камне, превратилась в месиво. И я иду, проваливаясь в лужи, хрустящие тонкими корочками льда. Возле креста ледяная прорубь с торфяной водой цвета охры. Говорят, вода исцеляет, особенно заболевания опорно-двигательного аппарата. Летом в озере купаются, не смотря на низкую, не больше 10 градусов температуру воды. Здесь бьют подводные ключи. А зимой неподалеку от святого камня рыбачат. Рыбаки сидят кучками и издали напоминают важных пингвинов. Солнце, преломляется в зеркальных поверхностях торосов. Слепит в глаза.
    Спешу назад, чтобы забраться на недостроенную колокольню и взглянуть на окрестности с высоты. Поднимаюсь по шаткой деревянной лестнице с заледенелыми ступенями. Предательски дрожат колени. Под куполом обнаруживаю связки сухих березовых веников и исписанные масляной зеленой краской кирпичи. На кирпичах имена людей, пожертвовавших денег на храм. Кто сколько смог. История их не забудет.
    Храмы восстанавливают сами монахи. В монастыре, со слов охранника, 4 монаха, 4 послушника, 4 гуся , 4 собаки и один начальник охраны. Вот так.
    В практически заново отстроенном на прежнем фундаменте храме Антония Дымского сохранилось несколько старинных икон, изображающих жития святых. Есть и новые, нарядно расшитые бисером и украшенные цветными каменьями Богородицы в кокошниках.

    Впрочем, о Богородицах расскажу чуть подробнее. На Руси не так много известных икон с ликом Божьей матери. Их можно буквально пересчитать по пальцам. Загибаю: Казанская, Владимирская, Смоленская, Донская и Тихвинская. Может, кого и забыла. Не суть. Каждая икона – реликвия. Считается, что Донская божья матерь оказала помощь в Куликовской битве. По поводу Казанской иконы существует легенда, согласно которой святыня была трижды обнесена на вертолете над блокадным Ленинградом. И блокада была прорвана.
    У каждой иконы своя история и манера написания. Фишка, как сказал бы один знакомец.
    Фишка Тихвинской иконы заключается в оттопыренной пяточке Христа. Сидит себе румяный младенец на ручках у Богородицы и как бы невзначай, выставил голую пяточку, которую обычно лобызают паломники. И сколько их было за годы существования иконы, одному Богу известно. Ведь главная соль в том, что Тихвинская богоматерь, в отличие, например, от Казанской и Смоленской икон, не копия с оригинала, а самый настоящий подлинник.

    Продолжение в части 2,3

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    6 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Тихвин
    сообщить модератору
    • Alcazar
      помощь
      Alcazar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 фев 2010
      12 мар 2010, 21:43
      удалить
      спасибо за интересный рассказ.
      А целовать голую пятку - фу, какая мерзость!
    • veruncia
      помощь
      veruncia
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      13 мар 2010, 10:09
      удалить
      Рада, что понравилось. Хорошо, когда наличие свободного времени совпадает с вдохновением.
    • Alcazar
      помощь
      Alcazar
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 фев 2010
      13 мар 2010, 11:45
      удалить
      У вас вообще очень интересные материалы. Я недавно на этом сайте. вот, изучаю помаленьку :)
    Наверх