День Бородина
2 сентября 2012 года в 110 верстах от Москвы на Бородинском поле театрализовано повторилось грандиозное сражение, предопределившее двести лет назад победу России в Отечественной войне 1812 года.
Сквозь дым летучий
Я видел Наполеона и Кутузова в битве при Бородине. Император французов в длинной серой шинели и небольшой чёрной шляпе выделялся среди своих пышно разодетых маршалов. Кутузов был одет в мундирный сюртук. Объезжая на лошади строй изготовившихся к бою солдат в киверах с длинными султанами, он прикладывал руку к белой кавалергардской с красным околышем и без козырька фуражке.
Не я один их видел, а тысяч этак пятьдесят их видели вживую. Столько званых зрителей (и я среди них), стоически перенося дождь и давку, наблюдали 2 сентября с холма за развернувшимся внизу на лугу в миниатюре Бородинским сражением. Дети наблюдали за битвой, оседлав отцов. Три тысячи избранных зрителей, имевших особые приглашения, с комфортом расположились с детками на трёх трибунах, откуда без помех и в деталях видели всё, что происходит в природном плац-театре длиной с километр, шириной с полкилометра.
В баталии на лугу с обеих сторон участвовали около 3000 солдат и офицеров. Кого там только не было! Пехотинцы, ополченцы, артиллеристы, императорские гвардейцы в меховых шапках, гусары, донские казаки с пиками, башкиры с луками, кирасиры в блестящих латах, уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами – все промелькнули перед нами, все побывали тут.
В реалии на Бородинском поле двести лет тому назад противников было числом стократно больше. Император Наполеон двинул в бой 135 тысяч регулярных войск при поддержке 587 орудий. Русский главнокомандующий, фельдмаршал Кутузов противопоставил ему 103 тысяч регулярных войск, около 7 тысяч казаков, 10000 – 20000 ополченцев, русские располагали 624 орудиями. А столько людей, сколько в течение полутора часов участвовали в реконструкции Бородинского сражения, за столь короткий промежуток времени погибали на этом поле 7 сентября 1812 года. Здесь, на полях Бородина, был поставлен кровавый мировой рекорд по боевым потерям в однодневном сражении. Помните, как образно написано Лермонтовым: «Звучал булат, картечь визжала, рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».
Крестьяне, нанятые осенью 1812 года в похоронные бригады, получая за один день скорбного труда 50 копеек и две чарки водки, погребли от 50000 до 80000 человек и примерно 35000 лошадей. Рано наступившая зима с обильным снегом и суровыми морозами прервала работу. Захоронения возобновились с весенней оттепелью и проводились вплоть до мая 1813 года. Тронутые тлением человеческие и лошадиные трупы стаскивали крючьями в огромные ямы и сжигали, истребив на погребальные костры все окрестные леса. Когда археологи докопались до массовых захоронений, они осознали трагическую суть лермонтовских строк: «смешались в кучу кони, люди…»
В театрализованном сражении всё было так, как описано в стихотворении «Бородино»: «Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи…» Дым от трёх десятков пушек окутывал выходившие на поле за строем строй колонны русских и французов. Наши пехотинцы залпами или беглым огнем изничтожали вражескую пехоту или, построившись в каре, отбивались от вражеской кавалерии. Метко разили врага русские снайперы-егеря, не давая перейти мост через реку. Дружно ломили стеною гренадеры. Наши гусары и драгуны скрещивали сабли и палаши с лихими кавалеристами маршала Мюрата. Кипели схватки боевые за Багратионовы флеши и батарею Раевского. Рейд казаков атамана Платова и кавалеристов генерала Уварова через речку Колочу в неприятельский тыл удержал Наполеона от намерения бросить в бой гвардию. В итоге – боевая ничья.
Вкус бородинского хлеба
В продмаге в селе Бородино я купил буханку «Бородинского хлеба». В принципе, его можно и дома любом магазине купить. Но это совсем не то. Я вёз хлеб оттуда, откуда он родом.
По легенде рецепт хлеба придумала монахиня Спасо-Бородинского монастыря, в мирской жизни Маргарита Михайловна Тучкова. Её муж генерал Александр Тучков, младший среди четырёх братьев Тучковых, в переломный момент схватки на левом фланге русской армии подхватил знамя и увлёк за собой дрогнувших под натиском врага солдат. Он погиб в жестоком бою.
Маргарита Тучкова приедет на заваленное трупами поле брани. Она будет долго искать тело мужа. Но так и не найдёт. Александра Тучкова разметал взрыв снаряда из французской пушки.
Маргарите Михайловне показали место, где погиб её супруг. Она продала драгоценности, получила 10 тысяч рублей от царя и построила на этом месте храм. Назвала его в честь иконы, которую подарил ей Александр, – Спасским. Потом она пострижётся в монахини и под именем матушки Марии станет настоятельницей созданного здесь Спасо-Бородинского монастыря.
В память о муже и всех погибших матушка Мария по своему рецепту испечёт поминальный хлеб. Он чёрный, как земля Бородинского поля, а на хлебной корочке – кориандр, словно россыпь картечи.
Французы с русскою душой
Возле продмага неторопливо завтракали перед боем три французских пехотинца. К ним подошли две девушки.
– Можно с вами сфотографироваться? – робко обратила к «басурманам» девчушка.
– Oui, d'accord (Да, хорошо), – вытирая ладонью губы, поднялся смешливый француз и жестом приглашая присоединиться товарищей.
Подруга сделала снимок на память. Потом девушка сфотографировала подругу с французами.
– Спасибо, вы так любезны, – проявила современная барышня учтивость Наташи Ростовой.
– Nous les Français, nous sommes tous gentils (Мы, французы, все любезны), – пехотинец нежно поцеловал девичью руку.
– Серега, кончай прикалываться, – одернули распетушившегося ухажера товарищи.
– Так вы не французы? – похоже, девушка была разочарована.
– Не извольте беспокоиться, сегодня мы французы, – обнадёжили девушку участники реконструкции, члены подмосковного военно-исторического клуба.
В реконструкции Бородинского сражения участвовали и самые настоящие французы. Понятно, что все они сражались на стороне Наполеона, которого правдоподобно изобразил актёр-американец. В его армии двунадесяти языков были члены военно-исторических клубов из Франции, Бельгии, Германии, Чехии, Польши, Литвы, Латвии, а также англичане и канадцы. В рядах русской армии сражались реконструкторы из Украины и Белоруссии.
Ну, за понимание!
Верзила из польского корпуса генерала Юзефа Понятовского по-русски высказывал своё суждение о пани Марии Валевской – любовнице Наполеона худющему французу в мешковатой одежде. Тот больше кивал, чем говорил.
– Зовите меня Андреем, – представился чистокровный поляк из Варшавы, когда я к нему обратился с вопросом.
А интересовало меня, почему они ведут беседу на русском языке.
– Я не знаю французского, он не знает английского, но мы оба знаем русский язык. Правда, он плохо говорит по-русски, зато хорошо понимает.
– Я всё понимаю, – кивнул мсье француз, поёживаясь промозглым днём под осенним дождём. Наверное, он прочувствовал, каково было его землякам при Бородине сентябрьским днём двести лет назад. Его счастье, что ему не придётся испытать русские морозы, которые испытали они, отступая от Москвы.
– Французы, говорящие по-русски, русские, говорящие на французском, – судьбы двух стран связаны на протяжении столетий. Мы чаще были вместе, чем воевали. Франция почти всегда была нашим стратегическим союзником, – эти слова нынешнего Президента России Владимира Путина, обращенные к почётному гостю мемориальных торжеств, бывшему президенту Франции Жискар д’Эстену, я услышал с экрана огромного монитора, установленного возле военно-исторического лагеря возле Бородина.
Эти слова были сказаны в ходе церемонии возложения венков к монументу героям Бородинского сражения, «положившим живот свой на поле чести за Веру, Царя и Отечество». Монумент установлен на том месте, где в центре русской позиции располагалась батарея генерала Николая Раевского, кровопролитная схватка за которую стала кульминацией Бородинского сражения в 1812 году. Рядом с памятником находится военно-исторический музей-заповедник «Бородинское поле».
В музей и к монументу мы не попали. В связи с прибытием на Бородинский мемориал первого лица страны и знатных зарубежных гостей все три моста через реку Колочь были перекрыты сотрудниками правоохранительных органов. Поэтому и на командный пункт Наполеона в деревне Шевардино мы тоже не попали.
Зато ставка фельдмаршала Кутузова в деревне Горки была нам доступна. С высокого холма открывается прекрасный вид на Бородинское поле. Оттуда Михаил Илларионович всё прекрасно видел уцелевшим после давнего ранения глазом и на протяжении двенадцати часов умело командовал боем. Его полководческий дар, помноженный на мужество и героизм русских солдат, офицеров и генералов, способствовал моральной победе над наполеоновской армией. Очень точно подытожил самое кровопролитное из данных им пятидесяти сражений Наполеон Бонапарт: «Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
После Бородина французов ждала Москва, объятая пожаром, и дубина народной войны, которая гвоздила их до тех пор, пока жалкие остатки некогда «Великой армии» не покинули пределов необъятной России.
Александр Сысоев