Нохчийн или просто Чечня. Ч.4. Грозный Терек
Высаживаемся из автобуса в станице Старогладовской. Раньше здесь жили только казаки, но по возвращении из депортации чеченцев порой насильно старались поселить на равнину. В наше время после всех военных компаний в Старогладовской осталась только одна русская женщина.
Однако, здесь существует музей Л.Н.Толстого. В середине прошлого века директор местной школы по фамилии Радченко начал просить местных жителей приносить предметы, связанные с историей края и терского казачества. Таким образом, в музее он собрал вещи обихода казаков, ногайцев и чеченцев. Одну часть экспозиции Радченко посвятил пребыванию Толстого в этих местах. После смерти И.К.Радченко его дело продолжил один из учителей – Х.Загибов. Музей не закрывался даже во время обеих войн. В 2007 г Х.Загибов был награждён премией имени В.Высоцкого «Своя колея». Несколько лет назад Х.Загибов скончался и в наше время директором музея является его сын – Загибов Салаудди.
Салаудди встречает нас возле ворот и начинает с радостью рассказывать историю музея. В данном здании Лев Николаевич, конечно же, не был, здесь раньше находилась школа, но писатель вполне мог соприкасаться с предметами быта казаков, чеченцев и ногайцев. Возможно, что-то есть и от казачки Марьянки, ведь Толстой написал «Казаки» именно про эти места.
Музей дважды грабили в 1994 и в 1997 г. Во второй раз украденные старинное ружьё и персидский ковёр подбросили, но после первого ограбления оказались утеряны редкие кинжалы, картины и казачья одежда.
Ходим по пустому зданию, где некогда располагались классы. Директор музея все ценности держит в маленькой подсобке и обещает вскоре сделать экспозиции. Узкая комната с экспонатами напоминает театральное хранилище декораций. Здесь хранятся: казачьи костюмы, старообрядческие иконы, различные ружья, кинжалы, книги, сапоги, черевички, бурка, папаха, кувшины, письма Толстого и ещё много всего интересного.
Салаудди часто бывает в Ясной Поляне. Биографию Льва Николаевича он знает не по годам, а наверно по дням и по минутам. Салаудди поведал много интересного о жизни Толстого на Кавказе.
Лев Толстой весной 1851 г отправился вместе с братом Николаем на Кавказ. Остановились они на постой в казачьей станице Старогладовской. Лев Николаевич вёл в России разгульную жизнь и именно поэтому брат привёз его на Кавказ. Будущий писатель наблюдал за жизнью казаков и горцев. Бывал Л.Н.Толстой и в Старом Юрте (Толстой-Юрт).
Из этого аула Толстой ездил в набег в качестве волонтёра. Кавказ очаровал и покорил будущего писателя. Он пережил здесь дивные минуты поэтического восторга. Именно в Старогладовской Толстой написал первое произведение «Детство», и под псевдонимом отослал рукопись Н.Некрасову в журнал «Современник». Здесь в станице Толстой влюбляется в казачку – история этой любви изображена в повести «Казаки». В Старогладовской Л.Н.Толстой встречает самого Барятинского, который советует ему подать прошение о принятии на службу.
Прежняя разгульная жизнь неожиданно даёт о себе знать. Летом 1851г граф Толстой проигрывает в Старом Юрте 500 рублей серебром. Денег таких нет, и граф пишет расписку. Надо сказать, что Лев Николаевич втянулся в игру желая отыграться за чеченца Садо, который не умел писать и поэтому не отмечал ходы.
Садо оценил благородство Толстого. За этот поступок он решил сделаться кунаком со Львом Николаевичем. Позже вместе с Садо Толстой чуть было не попал в плен к диким горцам. Чеченец не бросил Толстого, а напасть на двоих горцы не посмели, да и из крепости Грозная на помощь подоспели казаки.
Однако, Толстой очень сильно переживал. Долг нужно отдавать, но денег просто нет. Позже Садо отыграл у немца Кнорринга векселя Толстого и отдал их брату Николаю. Лев Николаевич после этого случая карты в руки уже не брал.
Рядом с музеем Л.Н.Толстого отец Салаудди построил два казачьих домика, где воспроизведён быт почти 150летней давности. Старинная мебель, печь, летняя кухня, хозяйственные постройки – настоящий образец быта терских казаков. В книге отзывов автограф оставил даже Д.Дудаев, и я тоже что-то написал.
Салаудди угощает нас чаем, а сам не ест, так как идёт Рамадан. Мы прощаемся с этим интересным человеком и едем дальше. Здесь недалеко в селе Парабоч Шелковского района в старинном особняке располагается музей М.Ю.Лермонтова.
Россия, словно океанская волна при отливе, поверив полной луне, отступает на всех направлениях. Мало где остаётся память о русских людях и русской культуре. Далеко ходить не нужно. В Грозном до 1917 г было 7 церквей, а теперь только одна. Часто мы сами не уважаем и не бережём свою культуру. В одной из ТВ передач девочка с гордостью говорит Л.Гузеевой, что является потомственной казачкой. На что Лариса отвечает примерно так: «Ну и что, вы с шашкой на коне скачете? Нет. Ну, так не говорите, что вы казачка. Вы просто Галя с Ростова».
Чеченец чеченцу такое никогда не скажет. Каждый гордится своими предками. Каждый знает историю своего рода. Каждый укажет место, где стояла сакля прадеда.
Одни народы набирают силу и приходят на место слабеющих. Так было всегда, это процесс объективный, плюс свою роль сыграла политика. Если в Грозном притеснения русских при Дудаеве были, то в сельской местности подобное произойти не могло. Люди долгое время жили рядом как братья. Салаудди рассказал нам, что до сих пор переписывается со многими русскими проживавшими ранее в Старогладовской.
В любом случае, уже никогда не будет сидеть в дозоре на берегу Терека Лукашка. Уже не пойдёт щеголять в обновках по Старогладовской Марьянка.
Проезжая через станицу Шелковская нам удалось увидеть старинные казачьи домики. Они невысокие и всегда имеют ставни. Станица Шелковская основана по личному указанию государя Петра. Царь был здесь проездом из Астрахани и повелел построить завод по производству шёлка. В те годы вокруг стояли девственные леса, и росло множество тутовых деревьев.
В настоящее время в Шелковской проживает не более 3000 русских. Сохранилась в станице и старинная церковь.
После Шелковской начинаем петлять вместе с дорогой по посёлкам. Поля редко где ухожены. Промелькнувшее за окном русское кладбище поросло лесом. В посёлках народ после войны старается как-то отстроиться. Особняков в рублёвском стиле здесь нет (как и во всей Чечне), кое-что кое-где есть, но это капля в море.