Нохчийн или просто Чечня. Ч. 1. Перелёт
Я помню по репортажам ужасающую разруху – разбитые, пыльные улицы, половинчатые от снарядов дома. Ощущением полной безнадёжности веяло от той грозненской картинки. В наше время город весь отстроен, и облицованными фасадами он чем-то напоминает Баку.
Проезжаем по улице Маяковского, слева восстановленный телецентр. Мне почему-то вспомнилось, что один из самых ярких и интересных концертов В.Высоцкий за год до смерти записал именно здесь. Это выступление часто показывают по телевизору. Как всё изменилось в последующие годы, словно шустрая Сунжа не захотела течь прямо и ровно, решив попетлять, сама не понимая, куда и зачем.
С советских времён в городе остался памятник дружбы народов, где русский, ингуш и чеченец, выбитые из цельного серого камня, смотрят на разные стороны. Это центр города, отсюда начинается проспект с непонятным для меня названием – пр. В.Путина. Здесь старые отреставрированные пятиэтажки украшены жёлтым камнем, различны по рисунку кованые ограды балконов.
Машины, как и в Москве, движутся на большой скорости. Обилия дорогих иномарок не видно, зато много такси с жёлтыми значками на крыше.
Проспект с непонятным названием заканчивается, точнее он плавно переходит в проспект Ахмада Кадырова. Слева огромная мечеть – Сердце Чечни, напротив неё сквер, где некоторое время назад стоял памятник А.Кадырову. У основания бывшего памятника чернеет множество гранитных плит. Каждый камень – это район Чечни, на каждом из них фамилии погибших людей.
Монумент А.Кадырову установили на постамент, торжественно открыли, а затем мулла из мечети попросил его убрать. В мусульманстве запрещено обожествлять какого-либо человека, плюс к этому люди в мечети молятся в сторону Востока, а именно в этом направлении стоял А.Кадыров. Не прислушаться к мнению духовенства Рамзан Кадыров не посмел. Памятник убрали и отвезли на склад.
Чуть сзади огороженное забором пустое пространство. Именно там находилось здание Обкома партии, позже переименованное журналистами во дворец Дудаева. На этом месте, обильно политом кровью, никто не решается что-либо строить.
Едем по пр. А. Кадырова дальше. Речка Сунжа имеет дурную привычку неожиданно выходить из берегов, затопляя прилегающее городское пространство. Над Сунжей построен красивый мост с башенками в национальном стиле. Берег укреплён, река по краям упрятана в гранит. Далее с левой стороны знаменитые высотные здания. Слева и справа блестят новизной жилые дома и различные государственные учреждения.
Документы на квартиры у многих горожан сгорели вместе с квартирами. Поэтому, после восстановления, люди заселялись обратно, и получали новые документы на основании свидетельства соседей.
Храм Архистратига Михаила полностью отреставрирован в едином городском стиле, и обделан какими-то жёлтыми блоками. По фотографиям помню, что храм между двумя войнами был синим. Рамзан Кадыров в первую очередь распорядился восстановить храм, а потом уже взялся за город, но получилось, на мой взгляд, не совсем удачно. Церковь должна выделяться нарядным фасадом, а здесь она сливается с городскими зданиями.
Следуя по проспекту микроавтобус, опускается в туннель и вновь выныривает на пр. имени А.Кадырова. Впереди круговое движение – это и есть печально известная площадь Минутка. В первую и во вторую компанию за площадь шли жестокие бои. В тоннеле возле площади в 1996г получил тяжелейшую контузию генерал Романов. После повторного взятия Грозного двенадцатиэтажки возле площади решили взорвать. Ныне рядом тоже возведены многоэтажки, но старожилы уверяют, что прежние здания были и роднее и красивее.
Раньше на площади разворачивался трамвай. Он стоял ровно 1 минуту, и увозил живших здесь людей по различным заводам и фабрикам – от этого и пошло название Минутка. В Грозном в советское время имелось множество промышленных предприятий, а теперь только рынки и развлекательные центры. Впрочем, всё это напоминает московскую действительность.
Однако, в этот и во все последующие дни, гуляя и проезжая по Грозному, мы не заметили окурков и мусора на городских улицах. Отцы города стараются порадовать людей, множеством высаженных цветов, наличием молодых зелёных деревьев и обилием фонтанов, хотя сделать это крайне тяжело.
Мне в дальнейшем не раз приходилось видеть молодых и пожилых людей-инвалидов. Одна из сцен застыла в памяти. Подходит ко мне на пр. В.Путина мальчишка 12 лет. Я вначале подумал что, он милостыню просит, а он изуродованной кистью руки сжимает коробку с жевательной резинкой, предлагая купить жвачку, а чуть дальше на одном из домов светится надпись — Рамзан, спасибо за Грозный!