Дорога кольцом огибает центр города, но откуда бы вы к нему ни повернули, непременно увидите указатель с одним лишь словом Tapisserie, что означает — «гобелен». Здесь, в Байё, все другие слова просто излишни!
В Байе чудом сохранилась и хранится поныне фантастическая энциклопедия англо-нормандской военной истории, а также повседневного быта нормандцев и норманнов — истинная энциклопедия на ткани, прославленный "Ковер королевы Матильды" или "Ковер Байе".
И как теперь считают, шедевр этот вовсе не был творением королевы Матильды, да строго говоря, и ковром его назвать трудно, а все же памятник это уникальный, такой, что может завлечь в маленький Байе всякого, кого интересуют история, искусство и повседневная жизнь не только нормандских, но и прочих европейских наших предков.
Полагают, что гигантский "ковер" этот был изготовлен к освящению кафедрального собора Божьей Матери в старинном Байе, которое имело место 14 июля 1077 года.
Семидесятиметровое полотнище знаменитого "Ковра Байе", носившего имя "Это Завоевание", ибо на нем было вышито иглами английских мастеров 58 сцен, рассказывающих историю завоевания английского острова ( в 1064-1066 годах) братом епископа славным герцогом нормандским Вильгельмом Завоевателем, до того, впрочем, звавшимся всего-навсего Вильгельмом Бастардом.
Сохранившиеся или позже восстановленные, вышитые на шерстяной ткани (и моль ведь ее не брала) сцены доносят до нынешнего пресыщенного зрителя не только перипетии борьбы за власть, войны и коварства ( а на вышивках представлено 600 двуногих персонажей, 200 лошадей, 55 собак, 505 прочих животных, 37 зданий, больше 40 кораблей и почти 60 деревьев), но и мельчайшие подробности тогдашней жизни — манеры, жесты, позы, застолья, пахота, всяческая утварь, мебель... Но главное все же — знаменитая человеческая трагедия в трех актах.
Многочисленные сцены рассказывают всю историю вероломства Гарольда Годвинсона, короля английского, и успешной борьбы королевского племянника, нормандского герцога Вильгельма Бастарда-Завоевателя за его законное, якобы завещанное ему покойным дядей, место на английском престоле.
История длинная, сложная, она разворачивается в картинках, подобно комиксу, рисованным рассказам, с которыми полные уважения к этому несерьезному жанру современные критики часто и сравнивают уникальный шедевр из Байе.
Впрочем, надо еще приспособиться к чтению старинного "коврового" комикса, ибо при расположении картинок старинный мастер умело прибегал к "лабиринтному" построению, что было в Средние века приемом вполне обычным. Лабиринты, их вы немало найдете у себя под ногами в плиточных узорах полов, бродя по кафедральным соборам Европы, символизировали напрасные блуждания грешной человеческой души, сбиваемой на земном пути с толку всяческими соблазнами и напрасным томлением плоти...
Если окинуть взглядом весь гобелен в целом, то становится ясно, что он прославляет великую победу. И видно, что авторство замысла принадлежит одному человеку.
Гобелен состоит из восьми отдельных кусков льна, соединенных вместе по длине. Полагают, что сначала на ткань был нанесен рисунок, затем вышит и только после этого соединен в единое полотно. Всего на ткань нанесено 58 сцен, следующих одна за другой в хронологической последовательности.
Каждая из них снабжена комментариями, сделанными на простой латыни. На картинах скрупулезно воспроизведены традиционные для норманнов и саксов оружие, инструменты и даже пища. Саксы на гобелене изображены усатыми, а норманны с бритыми затылками.
Видно, что прежде гобелен был длиннее, за 1000 лет его существования было утрачено как минимум 7 метров. Как, когда и почему потерялась одна часть – неизвестно. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя, которая произошла на Рождество 1066 года. Возможно, там было изображено его прибытие в Лондон и возведение Тауэра.
Внимательно изучив гобелен, историки пришли к выводу: его ткали всего два человека, работая в четыре руки. Нигде в мире нет ничего подобного гобелену из Байе – даже если бы его вышили не тысячу, а двадцать лет назад, он собрал бы множество восхищенных зрителей.
Мои материалы о Байе можно почитать здесь:
С добрым утром, первый город!
Нотр -Дам де Байе
Музей Байенского гобелена