Женщин в Пакистане не бросают. Даже если у женатого мужчины случится новая любовь — Коран обязывает продолжать заботиться о "старой" жене, как и прежде. Обеспечивать и любить. В жизни, конечно, бывает всякое, так что за весь Пакистан я отвечать не стану — но все же брошенных женщин я там не встречала. Все как-то пристроены.
Если женщина овдовеет, например, — то горя она не мыкает — ее берет замуж один из братьев усопшего. Или еще какой-нибудь родственник. То есть семья мужа продолжает невестку кормить, поить, наряжать и денег давать. Мне такая традиция нравится. К слову — заброшенных детей и стариков там тоже нет.
Многоженство случается, но редко. Причиной для второго брака, как правило, служит бездетность. Тогда-то мужчина и предпринимает вторую попытку. Женщина остаётся без дополнительного шанса... Причиной для второго брака бывает и мужская работа: если мужчина живет на две страны (или на два дома в разных концах отчизны), то со временем начинает жить, соответственно, и на две семьи. Тут отличие от той же России невелико...
От чужих мужчин женщины держатся подальше. Если, допустим, к мужу или брату пожаловал гость (не из числа родственников) — то он входит в дом не через центральный вход, а через дополнительный. В отдельную комнату. Туда женщины не заходят. А угощение хозяин сам подает. Так же с женщинами — если к хозяйке подружки пришли — ее муж рядом не сидит. Если гости нечаянно пришли к часу, когда семья обедает — то им подадут обеденные блюда. А если — в промежутке между приемами пищи — то их угощают чаем.
Вообще в гости там часто ходят. Особенно женщины. Они же не работают в основном. Так вот — дела дома переделают — мужу скажут — "Пусть нас Музафар (водитель) отвезет к Марьям, давно у нее не была". И Музафар везет. Хотя последнее время и без музафаровой помощи обходятся — сами рулят.
Но все же в одиночку женщины выходят на улицу редко. Предпочитают с мужьями (или братьями). И никакое это не бесправие. А что... Муж и за билетиком в парке в кассу постоит на аттракцион, и ребенка "построит", чтоб лишнее мороженое не просил. И вообще — и защита, и опора, и любовь — хоть дома, хоть на улице. И по бумажным делам женщина не мотается. Вот потерялся, к примеру, у жены паспорт. Она не пойдет в полицию заявление писать, в очереди стоять, нервы с каким-нибудь служивым трепать... Муж за нее всю основную волокиту преодолеет.
На улицах Пакистана иногда встречаются женщины "без лица", замурованные с головы до пят (вместо лица — плотная сетка). "Это люди с гор" — компетентно поведали мне коренные жительницы, не скрывающие красоты своих лиц. "Прятать" женщину — это не мусульманская традиция, а до-мусульманская прихоть, которая унаследовалась некоторыми народностями. В Пешаваре женщины покрывают голову чадером (платком — настолько широким, что он прячет заодно и и все изгибы тела, почти до колен). В пенджабских городах много женщин с непокрытой головой. И все барышни в Пакистане носят одежду национального покроя: широкие брюки и прямое платье чуть за колено, с высокими разрезами по бокам. Одежды в основном яркие, но любят также и белый цвет, и приглушенные тона. Черный мне вообще не запомнился, довольно редкий. Некоторые носят длинные юбки "в пол", популярны стали и джинсы. На празднества вольнодумки порой надевают индийское сари. В украшениях пакистанские леди себя не ограничивают: чем ярче, крупней да задористей — тем лучше. В семьях со средним достатком у каждой взрослой дамы на руках — золотые браслеты в количестве "от запястья по локоть" (преувеличиваю, но совсем чуть-чуть).
В семье, где я гостила, женщины отнюдь не чувствуют себя бесправными. Они чувствуют себя защищенными. Разговаривают громко, уверенно. За ужин могут приняться — и не дожидавшись мужчин с работы. Встают рано, все домашние дела завершают после обеда, а дальше — хлопоты с детьми, рукоделие, расчесывание волос... Чистые, ароматные, ухоженные женщины. Но совсем-совсем другие.
На фото, найденном мной в интернете — пакистанские женщины в привычных нарядах.