А теперь мы просто немного погуляем по городку Байе и я расскажу, чем он еще славен.
Городок Байе видел рождение самой что ни на есть Нормандии и даже был свидетелем первого появления во Франции этих "северных людей", этой "грозы Севера" — норманнов. Они появились здесь в 9-10 веках. Еще Карлу Великому приходилось для защиты от них строить укрепления на берегу. Они приплывали из скандинавских стран, из будущей Дании, Швеции, Норвегии — могучие, крупные блондины, которым сам черт был не брат.
Впрочем, был у них какой-то свой Валгалла, к которому они в случае смертельной неудачи и отправлялись на посмертный пир. Были они воины и разбойники, приплывали из своей Скандинавии на легких судах с квадратным парусом (позднее суда эти именовались "дракары") и поначалу, входя в широкие устья европейских рек, вполне успешно и мирно занимались торговлей.
Но позднее самым лихим из них стало ясно, что грабить богатых граждан и монастыри ( а в ту пору уже были тут крещенные Каролинги, была страна Нюстрия) не в пример доходнее и забавнее, чем торговать. В моду вошел кровавый спорт войны, в котором они скоро стали чемпионами. Были эти лихие викинги очень предприимчивы и, похоже, не страдали ни ксенофобией, ни какой ни то излишней привязанностью к "малой родине". Отыскав себе новую страну по вкусу, они оставались там на житье и выбивались в люди.
Борьба каролингских правителей-монархов с викингами была долгой и казалась нескончаемой. Нужен был мир, хотя бы перемирие. В 911 году король из династии Каролингов Карл Простодушный встретился в вексенском местечке на реке Эпт с лихим норвежцем Рольфом (или Ролоном), к тому времени из собственной страны изгнанным и возглавлявшим банду датчан, которая совершила налет на Шартр, чтоб ограбить тамошние святыни, однако
потерпела под Шартром поражение.
Тогда Ролон и решил пойти на мирные переговоры с королем. В Эпте было подписано соглашение между главарем шайки Рольфом-Ролоном и французским королем Карлом. Отдал король под власть викингу Ролону город Руан, а также наделы и графства между речками Брель, Эпт, Авр и Риль. Бретань также была отдана на разграбление Ролону, зато получено было от него обещание жениться на подрастающей королевской дочке по имени Жизель. За все эти милости бандит Ролон должен был поклясться королю в верности.
Если верить скандинавским сагам, был этот Ролон огромного роста и веса, ни одна лошадь его тяжести не выдерживала, так что ходил он пешком, впрочем, довольно шустро ходил. Этот легендарный Рольф-Ролон, назвавший себя позднее Робертом 1, и стал основателем Нормандского герцогства.
Летописи его описывают как талантливого правителя, администратора и законодателя, но можно ли верить всем этим летописям, столь же красочным и ненадежным, как скандинавские саги. Так или иначе, в здешних местах война прекратилась на время, стало возможным пахать и сеять, порой даже и торговать.
Захватив славный город Байе, где правил до него граф Беренгар, Ролон женился на графской дочери, носившей завидное имя Попа. С этой Попой они и произвели на свет нового нормандского правителя, которого прозвали Вильгельм Длинный Меч и который после смерти отца в 933 году, за неполные десять лет своего правления расширил пределы герцогства до границ Фландрии, Перша, Мэна и Бретани.
В том незапамятном 10 веке много викингов из скандинавских стран селилось в Байе. Если верить преданиям и летописям, именно в славном Байе дольше всего держался их родной скандинавский язык. Утверждают, что в Байе приезжал будущий герцог, чтоб научиться языку скандинавских предков.
Считают также, что выходцы из Скандинавии селились на южной окраине Байе (там, где нынче площадь Обуа и улица Сен-Лу), а также в южных предместьях, где до сих пор мелькают названия, содержащие "то" (по скандинавски значит "место"): Сен-Жермен-Дакто, Серманто и так далее. Собственно, эти два названия, да еще дюжина-другая по-скандинавски звучащих топонимов — вот и все, что осталось здешним нормандцам в наследство от могучих скандинавских предков.
Специалисты по топонимике различают эти скандинавские следы без труда, помня, что "бек" — это по-ихнему ручей, "хок" — мыс, выступ, "ху" — остров, "даль" — долина, что "дель" — это поле и что "акр" — слово тоже скандинавское...
Нормандские правители-викинги не остались в городке Байе навечно и вскорости стали обживать новые замки.
Для знатоков и любителей новой французской литературы на улочках Байе оживут сцены из повестей Бальзака "Брошенная женщина", "Злосчастный ребенок" и еще и еще. Сестра писателя, выйдя замуж, жила в Байе, гениальный брат часто навещал ее и черпал здесь впечатления провинциальной жизни.
Увы, тоска провинциальной этой жизни никогда не оказывается на уровне пережитой славы, ее отзвуков, памятников искусства и ремесла. Прикоснувшись к этой нынешней провинциальности, художник бывает поражен и унижен и часто выносит надменный приговор.
Мал человек и скромен, но как чудно изукрасили наш мир тот же кондитер из Байе или торговец какого-нибудь 12-15 века. Ведь это на их деньги вознесся чудный собор Нотр-Дам в Байе.
Из писателей, впрочем, не один Бальзак бывал в Байе, надо сказать, и прочие писатели отзывались о городке с большой нежностью — и Виктор Гюго, и Теофиль Готье, и Гюстав Флобер.
Мои материалы о Байе можно посмотреть здесь:
С добрым утром, первый город!
Нотр -Дам де Байе
Таписерия "Это Завоевание"
Музей Байенского гобелена
На паровозике по Байе