Замок Кршивоклат, где я побывала прошлым летом, интересен не только снаружи, но и внутри. Те, кто посетил его, думаю, с этим согласятся. Можно, конечно, ограничиться внешним осмотром,
но, чтобы увидеть его мрачные подземелья, где томился английский алхимик и шарлатан Эдвард Келли, тот, что знал тайну философского камня, или пройтись по рыцарскому залу, второму по величине в Чехии, отправляемся на экскурсию внутрь замка, история которого неразрывно связана с королевскими особами.
И каждый из них внес свою лепту, плохую ли, хорошую.
Молодой парень-экскурсовод, как заправский ключник, открывает старинными ключами замок металлических ворот, и собравшаяся на экскурсию чешская группа, пройдя под ажурными сводами, оказывается во внутреннем верхнем дворике, зажатом со всех сторон каменными стенами. С одной стороны возвышается 42-метровая башня-донджон, построенная еще в 13 веке при короле Вацлаве I. Это самое высокое сооружение, в котором при возникновении опасности могли бы укрыться все жители замка. Стены башни, толщиной 3 метра со стороны внутреннего дворика и до 9-ти – с внешней, должны были надежно защитить их от любого неприятеля.
Экскурсовод снова подбирает ключ к очередному замку и увлекает нас в каменные помещения нижнего этажа дворца, где начинает обстоятельный рассказ о его владельцах. Я улавливаю лишь имена коронованных особ, сменявших друг друга на королевском посту. Хотя экспонатов и немного, но дух средневековья не растворился и не исчез во времени.
Экскурсанты заметно оживились, услышав, что экскурсовод, гремя ключами, перешел к самой мрачной странице в жизни замка, когда в 16 веке, при Габсбургах, он превратился в каземат, где держали непокорных узников. И это был не только упрямец Эдвард Келли, не пожелавший раскрыть императору Священной Римской империи Рудольфу II тайну вечной молодости, но и епископ общины Чешских братьев Ян Август, как граф Монте-Кристо остававшийся узником замка долгих 16 лет. И еще много других, кто был неугоден королю.
Не только мрачные страницы в своей жизни видел замок, но знает и тайну истории любви эрцгерцога Фердинанда Тирольского, скрывавшегося в Кршивоклате от гнева царствующего отца, Фердинанда I, вместе со своей возлюбленной, дочерью банкира Филиппиной Вельзер.
Через два года король всё-таки смирился с выбором младшего сына при условии, что их дети не будут претендовать на трон. Ну, а папа римский признал легальным их тайный брак лишь двадцать лет спустя, за три года до смерти Филиппины, оставившей в памяти потомков добрую память о себе.
Именно Филиппина добилась освобождения узника-епископа из казематов замка. Её портрет на картине Алфреда Сейферта "Филиппина Вельзер у епископа Яна Августа" украшает теперь верхний зал дворца, куда мы проследовали за нашим ключником, открывшим нам затем новую дверь в обширную библиотеку, насчитывающую 53 тысячи томов книг....
Экскурсия подходит к концу. Очередной поворот массивного ключа, и двери за нами закрываются, надежно сохраняя тайны замка до следующих посетителей.