В самом сердце исторической части Флоренции, на Соборной площади (Piazza del Duomo), образуют единый гармоничный архитектурный ансамбль Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Святая Мария с цветком или Дуомо), Баптистерий и Кампанила.
Кампанила в итальянской средневековой и ренессансной архитектуре — квадратная (реже круглая) в основании колокольня в виде башни, чаще всего стоящая отдельно от церкви, собора или ратуши, к которым относится. Эта форма строения возникла в VI веке, когда христианская церковь стала регулярно применять колокола.
Фундамент для флорентийской колокольни был выкопан в 1298 году, через два года после начала строительства нового кафедрального собора. Первым главным архитектором здания был архитектор Дуомо Арнольфо ди Камбио, в 1302 году он умирает, и строительство колокольни было остановлено более чем на 30 лет.
«Работы по строительству Кампанилы, выполняемые для города, должны прославить и украсить его, что может быть сделано надлежащим образом только в том случае, если руководить ими будет мастер опытный и знаменитый. Во всем мире нельзя найти человека более одаренного в этой и во многих других областях, нежели живописец Джотто Бондоне из Флоренции; он признан в своем отечестве великим мастером, и нужно, чтобы он постоянно оставался на этой должности и работал, так как он принесет много пользы своей ученостью и своими познаниями, и город получит от этого большую выгоду» — говорится в одном из документов того времени. Так весной 1334 года Джотто был назначен главным архитектором Флоренции с годовым гонораром в 100 золотых.
«После всего этого в 1334 году июля 9-го дня приступили к строительству Кампанилы Санта-Мария-дель-Фьоре, основанием которой служила площадка из пьетрафорте на том месте, где на глубину в двадцать локтей вычерпали воду и гравий; над этой площадкой, уложив порядочную забутовку высотой в двенадцать локтей от первоначального основания, вывели еще восемь локтей ручной кладки. И когда было положено начало работ, прибыл епископ города, который в присутствии всего духовенства и всех должностных лиц и заложил торжественно первый камень. Затем, в то время как работу эту продолжали по названной модели, сделанной в принятой в то время немецкой манере, Джотто нарисовал все истории, предназначавшиеся для украшений, и разметил с большой тщательностью белой, черной и красной краской на модели все те места, где должны были проходить камни и фризы. Кампанила внизу равнялась ста локтям, то есть каждая сторона равнялась двадцати пяти локтям, высота же составляла сто сорок четыре локтя. Джотто сделал не только модель этой колокольни, но также и часть скульптурных рельефных мраморных историй, где изображены олицетворения всех искусств.
Кампанила эта по модели Джотто должна была над тем, что мы видим, иметь еще шатер, то есть квадратную пирамиду высотой в пятьдесят локтей, но, так как она была в немецком духе и в старой манере, новые архитекторы посоветовали ее не делать, ибо им казалось, что так будет лучше» — писал в 1550 году Джорджо Вазари, итальянский основоположник современного искусствознания, в своем монументальном труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Особое внимание было уделено внешнему украшению сооружения: в гармонии с аналогичным внешним убранством Дуомо были использованы разноцветные сорта мрамора (белый мрамор из Каррары, зеленый мрамор из Прато и красный мрамор из Сиены). К моменту смерти Джотто (1337) был закончен первый ярус, он был покрыт мрамором, и (возможно, самим Джотто) было создано несколько замечательных шестиугольных барельефов.
В 1343 году архитектором стал Андреа Пизано, знаменитый созданием южных ворот Баптистерия. Он продолжил постройку колокольни, тщательно соблюдая проект Джотто. Во втором ярусе появились барельефы в форме ромба. Пизано построил еще два яруса, с четырьмя нишами на каждой стороне, ниши верхнего яруса так и остались пустыми. Строительство вновь остановилось в разгар эпидемии чумы, в 1348 году.
После возобновления строительства в 1350 году архитектором колокольни был назначен Франческо Таленти, который построил три верхних уровня, с большими окнами, закончив строительство в 1359 году. Таленти принял решение не строить остроконечный шпиль, разработанный Джотто, и фактическая высота сооружения (84,7 метра) оказалась существенно ниже проектной (122 метра). Вместо этого на крыше расположена большая терраса, с которой открывается прекрасный панорамный вид на город.
Помимо колоссальной архитектурной и эстетической ценности самого сооружения, яркими образцами искусства XIV – XV веков служат барельефы двух нижних ярусов, созданные Андреа Пизано, Лукой делла Роббиа и, возможно, самим Джотто, а также скульптуры пророков и сивилл, занимающие 16 ниш следующего яруса, работы Андреа Пизано и его учеников, а также Донателло. В 1937 году все скульптуры колокольни в целях сохранности демонтированы и заменены на копии.
Подняться на смотровую площадку Кампанилы или называемой по имени автора колокольни Джотто можно по узкой лестнице, преодолев 414 ступенек.
Подъем на самую верхнюю смотровую площадку из-за отсутствия лифта
является серьезным испытанием. Английская романистка Джордж Элиот писала в 1861 году: «Подъем на самом деле был довольно трудным, и наши мускулы болели от непривычного напряжения». Поэтому предусмотрена возможность передохнуть на трех промежуточных смотровых площадках.
А это уже вид со второй промежуточной смотровой площадки.
Теперь мы оказались на третьей промежуточной смотровой площадке,
на которой обнаруживаем старый колокол.
Под черепичной крышей Кампанилы
при необходимости вам готовы оказать медицинскую помощь.
Заветная цель – смотровая терраса на крыше колокольни Джотто – достигнута.
Трудности восхождения полностью искупаются великолепными видами Флоренции с высоты птичьего полета.
Но особенно замечательны виды на собор Дуомо и его знаменитый купол, спроектированный Брунеллески.
Башне ль дивишься великой, звенящей священною медью?
Циркулем верным моим к звездам она взнесена.
Джотто — прозвание мне. Чье творение выразит это?
Имя мое предстоит долгим, как вечность, хвалам
(Стихи итальянского поэта XV века Анджело Полициано)