Все видеозаписи соревнования можно посмотреть здесь
Мы проснулись в 6 утра и не увидели на небе ни облачка. Этот факт настолько обрадовал нас, что воспоминание о моем крике посреди ночи еще больше нас рассмешил! Встать и собраться не составило труда, так как на удивление после вчерашней прогулки я чувствовал себя как огурчик! Пришлось снова выходить через балкон и ждать, пока друзья выедут из гаража и заберут меня. За это время я полностью успел насладиться красотой, освещенной утренним Солнцем, деревушки Арабба. Оно взошло как раз между двумя гребнями, окутав долину своим теплом. Радость внутри переполняла..
То и дело из соседних гостиниц выезжали первые спортсмены. Через 15 минут и мы выехали в Канацеи. На этот раз по серпантину двигались довольно спокойно, вспоминая вчерашний трэш.
Времени в запасе до старта было 2 часа, торопиться просто не хотелось. По дороге глазели по сторонам и представляли, как вот из-за того пригорка мы сейчас будем выбегать, и вооон на ту вершину нам предстоит ломиться. Вопрос "а где мы будем спускаться?" нашел единственный актуальный ответ "да хрен его знает, наверно там!". Все дело в том, что мы пропустили технический брифинг гонки. Он проходил в Канацеи как раз тогда, когда мы возвращались с разведки. Примерно 1/4 подъема мы исследовали, но лично я совершенно не представлял, где будет проходить спуск. Этот факт еще более подпитывал азарт внутри. Жажда изведать неизведанное в таком формате заполняла мозг, когда я разглядывал из окна нашего Фиата отвесные стены легендарных Доломитов, за которыми и будет проходить то, что сложно описать набором фраз и запятых в тексте. Вспоминая интригующие слова Жанны перед отъездом: "тебе обязательно понравится", я мог на это ответить только: "да я уже в АХкаком восторгЕ!» ))
На парковке около пункта регистрации уже собралась куча спортсменов. Кто-то переодевался, кто-то уже разминался, отовсюду слышен витиеватый итальянский говор. Итальянцев на соревнованиях такого рода большинство, тем более в Италии — спасибо КЭП! Сильнейшие Скайраннеры мира — Испанцы, Итальянцы, Французы, в общем, жители стран Евросоюза, где есть горы и хорошо развита инфраструктура. Ну и Русские конечно!
Ассоциация Скайраннинга России готовит отличных спортсменов на соревнованиях внутри страны, благо у нас гор тоже достаточно! Однако наша инфраструктура и расстояния от пункта А в пункт Б, а также стоимость их преодоления, может поставить в тупик не только нашего брата, но и зарубежных участников. К слову, на майские праздники в этом году на Эльбрусе прошли соревнования Elbrus Skyrace, которые уже вошли в мировую серию Skyrace, как первый этап. Жанна как раз поставила женский мировой рекорд скоростного восхождения на вершину Эльбруса — 5 часов, 2 минуты, стартуя с поляны Азау.
Но вернемся в Доломиты. Примерно в 8 утра, большинство участников уже тусовалось на старте, в самом центре Канацеи. Это именно тусовка, так как даже языковой барьер не мешал чувствовать себя среди своих, таких же безбашенных и увлеченных людей.
Объявили 3 минуты до старта.
Мы стоим с Лёней вместе в массе людей.
Что чувствует человек, когда исполняется его мечта? Что чувствует человек, когда вот-вот произойдет что-то, чего он еще не испытывал, но так долго ждал? Знакомо это состояние нетерпеливого ожидания, жжения внутри и вместе с тем эйфории?
Всего в сентябре 2011 года я узнал что такое вообще существует и заболел этим, и вот 22 июля 2012, а я стою на старте самого фантастического соревнования года, а моя мечта уже исполнилась!!!
И в этот момент я понял, что сейчас будет так тяжело, как еще никогда не было, и вместе с этим желание пройти это увеличилось еще во много раз.
"мы психи» — подумал я. И засмеялся =).
1 минута до старта. Вокруг нас начали кружить вертолеты с телекамерами. Громко орет динамичная музыка, люди кричат в восторге. С балкона дома ведущий что- то тараторит по-итальянски и тут же девушка рядом переводит на английский.
Накал страстей такой, что единственное, что я смог произнести — "Лёня. Сейчас будет весело".
Старт!
Масса примерно из 750 человек двинулась в общей эйфории вперед и, сразу заворачивая влево на выход из города. Собственно выход был уже метров через 300. Собственно и выходом это сложно назвать. То, что летом — окончание одной из улиц, зимой — финиш одной из горнолыжных трасс. Идеальная погода уже высушила трассу и хотя бы эта проблема испарилась сама собой. По началу мы с Ленёй держались вместе, но потом он вырвался вперед, объективно, будучи гораздо лучше подготовленным физически. Я его сразу потерял из виду. Зато вместо него долго маячил передо мной коренастый дядька с номером 666. Я даже посмеялся на ходу. Первая часть подъема проходила в тени лесистых склонов, и было совсем не жарко. Угол склона постоянно менялся, поэтому где-то большинство шло быстрым шагом, где-то все бежали. Определенно чувствовался уровень своей подготовки. Если ноги абсолютно спокойно давали бежать вверх, то сердце говорило совершенно обратное. Еще просто нет той "базы", которая требуется. Даже если бегать год по 50 км в неделю по равнине — для скайраннинга этого мало, чтобы показывать хорошие результаты. Представляя, что подъем для меня объективно займет часа 1,5-2, то пульс в 180-190 при беге наверх держать так долго просто нельзя, это чревато негативными последствиями для сердечной мышцы. Поэтому, сделав вывод, что мой быстрый шаг равен по скорости бегу большинства окружающих, я предпочитал идти, то и дело обгоняя более медленных бегунов, и пропуская вперед более крутых. Каждому по силам, как говорится.
Так и случилось, что на первом контрольном пункте на Passo Pordoi я был еще полон сил для движения вперед, от чего сам порадовался за себя. Далее трасса шла именно туда, куда мы поднимались вчера с ребятами. Морально я был к этому готов, так как знал, что сейчас предстоит подъем намного круче, чем предыдущий отрезок. Теперь в отличие от травяного склона грунт переменился на сыпуху и камни. Вся растительность осталась ниже 2000 метров. Началась знаменитая "змейка" — подъем, напоминающий траверс, по прямой между этих скал просто не ходят. По прежнему ноги несли наверх не сдавая позиций, но и обогнать здесь просто невозможно. В этой узкой цепочке людей любая попытка обгона может привести к тому, что ты просто съедешь вниз по сыпухе, да и рваный темп при обгоне только собьет дыхание, что еще хуже. Один умник все же решил выпендриться и побежал слева от нас наверх, потому что увидел прямой участок, хороший для обгона, срезая путь до следующего поворота, и этим вызвал осыпание камней и грунта прямо на нас. Все аплодировали и кричали "браво!". Хорошо, что обошлось. На середине отрезка уже был слышен крик болельщиков сверху, в скалах он раздавался эхом и превращался в вопль восторга! Именно по нарастанию громкости звука можно было определить сколько еще до верха.
И вот мы наконец-то преодолели змейку, выйдя на перевал Forcella Pordoi, где вчера в приюте пили чай. Здесь был второй пункт питания, на котором я задерживаться не стал. Наконец-то начался короткий — около 500 метров, относительно горизонтальный участок вдоль обрыва в каньон. Тут и включился форсаж, хотя откуда он после такого подъема — уму непостижимо! Настоящая гонка! В одном из мест так разошелся, что чуть не сорвался на обгоне, и тут моя страховка, возможно, бы пригодилась моей семье. )
Далее начался подъем на плато, где вчера закончился наш поход. Скорость заметно поубавилась. Сплошные скалы, где-то помогаешь руками. Неожиданно меня обогнал Лёня.
-Ты, говорю, откуда?
-Обедал!
Он снова вырвался вперед, как ни в чем не бывало, подкрепившись и успев сделать несколько фото. Саша уже поднялась к тому времени на подъемнике на перевал и ждала его, чтобы запечатлеть яркие кадры. Позже выяснилось что меня она ни разу не видела, впрочем как и я ее. Людей было много, выискивать друг друга смысла не было.
Только поднявшись на плато, пришло полное осознание того, что трассу не сократили, и сейчас нужно подняться на саму вершину Piz Boe, куда вчера мы даже не думали заходить, сложно даже представлялось издалека, как туда идти. Но среди людей дорогу искать не пришлось.
Сложность была именно в самом подъеме. Высота уже 3000 метров. Началось именно восхождение! По скалам, вдоль обрыва, мы шли держась за тросы, провешанные для туристов.
Без них там сорваться проще простого. За это восхождение, впервые с начала гонки мне пришлось дважды остановиться секунд на 30, чтобы просто сбить пульс и отдышаться.
Скорость подъема при этом не сбавлял, потому что ноги на удивление до сих пор нормально тащили наверх, а вот горной работы на такой высоте не хватало явно. Вспомнил мысли на старте, так тяжело еще ни разу не было. Но все приходит с опытом. Во время второй передышки кто-то из зрителей видимо мне крикнул что-то типа "эй, парень! 40 метров до вершины, давай!". Через секунду я уже двигался наверх, эта фраза меня взбодрила как ледяной душ в жару!
Я на вершине!!! Осознание этого меня будто перевернуло. Позади настолько сложная работа для первой в жизни гонки такого уровня, что я довольный собой решил пообедать. Наверху кормили самым вкусным в мире шоколадом, какими-то спортивными желе, гелями, и поили самым вкусным горячим чаем в стаканчиках. Температура наверно 0 градусов +-5, холодный ветер, пар изо рта, я в одной своей майке плюс майке с номером, но этот холод ощущается только как нечто желанное.
Изрядно подкрепившись, пришло осознание того, что сейчас как бы вниз еще! Обратно в Канацеи, на скорость, ведь вершина — это только середина пути.
Как будто и не было подъема, во мне проснулся еще больший азарт и на спуске я включился по полной. Преодолевая ледяные водопады, провешанные тросами, спускаясь вниз с вершины, я понял, что сейчас будет самый веселый этап. Ведь трассу назад мы так и не узнали!
Началось спортивное ориентирование! Ориентировался на других бегунов, периодически падавших посреди плато. "Are you Ok? -Ok!" Так складывался наш разговор. Редкие желтые флажки все же давали понять, где идет трасса, на камнях также туристические метки.
Большой неожиданностью после спуска с вершины оказался подъем на вторую вершину, ниже главной. Этого я просто не предусмотрел. Поднялся просто по инерции. Далее начался непрерывный спуск. Вот она гонка!!! Адреналин внутри переполнял, при этом приходилось сохранять спокойствие и концентрацию. Только одна мысль в голове весь спуск — "концентрация движений, смотри под ноги!". Здесь, вдоль обрывов, как на скальных участках, на серпантинах, на сыпухе, одно неверное движение на такой скорости — и либо ты калека, либо труп посреди итальянских красот. К счастью никаких таких случаев вроде бы не произошло. В основном народ падал на сыпухе, съезжая вниз на пятой точке. Я выбирал тактику преследования. Когда все, кого я мог обогнать на участке, кончились, то пристраивался за тем, кто меня обгонял и следил за его ногами, стараясь повторять движения, сохраняя и его скорость, и свои ноги. Держались по 2-3 человека на большой скорости. На более ровном участке почему-то мои визави сдавали по скорости, и я нагонял следующую группу скайраннеров, действуя на сложных участках также. Когда уже началась лесополоса, а значит уже около 1000 метров вниз от вершины, участки стали чуть проще, и скорость можно было еще прибавить, что я и делал. Откуда силы? Да не знаю. Просто в тот момент я делал то, что люблю.
Где-то за 5 километров до Канацеи на спуске для меня произошла еще одна неожиданность.
Я догнал Лёню!
-Лёня, ты ли это?
-Да это я!, улыбнулся он в ответ. По понятной только ему причине, спуск Лёне дался чуточку сложнее, тогда как подъем намного проще.
Решили финишировать вместе. Далее шли чисто скоростные участки по хорошей грунтовой дороге и лесным тропам, где мы обгоняли почему-то уже уставших спортсменов.
В итоге, за время спуска я обогнал достаточно большое количество тех, кто был круче на подъеме, чем был искренне рад! Это все было не зря! Вбегая в Канацеи, я задал себе вопрос "Неужели это все?". Действительно, эта гонка — самое потрясающее спортивное свершение в моей жизни, закончилась, и надеюсь впереди еще будет много таких свершений. Но эта была особенной, первой мечтой.
Мы действительно финишировали вместе, сначала я, через секунд 20 Лёня. Радости не было предела! Саша уже на финише нас ждала и фоткала.
Что чувствует человек, когда его мечта исполняется за несколько часов несколько раз?
Кажется, это было не просто мечта, скорее цель, а исполнение — это ее достижение. Достижение цели, к которой шел, вызывает не только удовлетворение от исполнения мечты, но и чувство гордости и внутреннего становления. Просто это совершалось в таких живописных местах, что было еще и мечтой.
Что чувствует человек, когда во время исполнения мечты, каждый встречный незнакомый человек, туристы на всех участках, болельщики, группа сопровождения соревнования кричит тебе и другим "Bravi!"? Тут сложно передать. Восторг от такой поддержки и доброжелательности, ведь это действительно важно, когда совершаешь что-то необычное.
Почти сразу после финиша пошел дождь. Когда же ему еще пойти?
А мы пошли на бесплатный обед для всех участников, предварительно помывшись в таком же бесплатном душе в местном аквапарке. Благо, что все в соседних зданиях. На обеде я встретил Жанну, которую не видел в самого Петербурга, и других ребят, которые были из России. Все показали отличные результаты.
Паста была отвратительной, зато яблочный пирог вкусный, да и есть особо не хотелось в таком состоянии. После обеда решили за будущий день и разъехались.
Я остался в кемпинге, где меня уже запомнили. Запомнили и мой рюкзак на 90 литров и то, что я со Скайрэйса. Сотрудница кемпинга в кафе расспрашивала про гонку и с восторгом наливала чай мне в термос. Довольный как слон, пообедав тем, чем мне хотелось, решил провести остаток дне наедине с Канацеи. Погода была отличная. Гулял по городку весь вечер, заходя в местные магазинчики, изучая предложения спортивных товаров и сувениров. Пицца такая же, как и везде. В горы не пошел. Не дошел бы наверно, да и для подъемников было бы уже поздно.
Дождался когда стемнеет и улегся в свою палатку.
А утром началось уже совсем другое приключение. Продолжение следует...
Фотографии в заметке предоставлены от Александры Усовой, а также с официального сайта соревнований в ссылке
Глава 1. Доломитовые Альпы в предыдущей заметке