Вечер марафонского экскурса в историю Кракова я решил закончить поездкой в соляные копии, а точнее шахту города Велички.
Приезд в город и прогулка до копий получилась очень красочной. С горы дорожка шла мимо костела и после перехода через дорогу подходила к парку, где находится шахта в которой и организовали музей.
Соляные копии в Величках, одни из самых знаменитых в Европе, история которых насчитывает более 700 лет. Это целый подземный город на девяти уровнях. Подземные камеры и огромные залы, соединенные длинными переходами, украшенные скульптурами и барельефами из соли. Это подземные озёра и уникальные часовни. Это — интереснейшая история древнего и опасного промысла — добычи соли.
"Исторические Соляные копии в Величке — это единственный в мире горнопромышленный объект, работающий без перерыва от средневековья до наших дней. Оригинальные выработки (штреки, спуски, эксплуатационные камеры, озёра, шахты, шурфы) общей диной около 300 километров, расположенные на 9 уровнях, пролегающих до глубины 327 метров, показывают все этапы развития горной техники в отдельных исторических эпохах."
Покупка билета дает информацию, что экскурсия с русским экскурсоводом проводится только раз в день в 14.00 дня. Придется слушать английский язык, любоваться копиями, делать фото и ничего не понимать.
Но выход из этой ситуации есть. Буду делать фото, а потом с помощью сайта kopalnia.pl или krakow.ru опишу то, что увидел.
Итак начнем. Дожидаемся набора группы и идем вниз. Спуск очень долгий и идет до глубины 64 метра. Этот спуск носит имя Шахтный ствол Даниловича. Шахтный ствол прорублен в 1635-1640 годах. Управляющим соляными копиями в то время был Миколай Данилович — отсюда и название ствола. Во времена разделов Польши, когда эта часть страны отошла к Австрии, шахтный ствол носил имя Рудольф, по имени сына австрийского императора Франца Иосифа I.
Изначально ствол служил для поднятия соли на поверхность, а позднее, с XIX века, стал выполнять коммуникационные функции для транспортировки работников управления и приезжающих сюда всё более многочисленных групп туристов. Надшахтное строение первоначально было деревянным, и в нём размещался конный привод для подъёмника. В 1874 году вместо него была поставлена паровая машина, и сооружено, существующее и по сей день, каменное строение. После второй мировой войны была установлена электрическая подъёмная машина.
Шахтный ствол неоднократно перестраивался и углублялся. Сегодня он спускается до 4 уровня соляных копий. В нём есть 2 коридора: лестничный (для спуска) и лифтовой (для подъёма на поверхность). Спустившись для начала экскурсии отдыхаем, ждем всю группу и пробуем на вкус стенку. Она и правда соленая. Вдаль уходит коридоры штолен.
Идем коридорами шахты. Везде стены укреплены деревянными сваями. И вот первый зал и первая соляная скульптура. Это камера Николая Коперника. Возникла в 1785 году. Памятник Николаю Копернику изваял из соляной глыбы скульптор Владислав Хапек в 1973 году. Николай Коперник, скорее всего, посещал соляную шахту, о чём напоминает эта скульптура, установленная в этой камере в 500-летнюю годовщину со дня рождения великого польского астронома.
Всю камеру окружает "Кашт" или "костёр" — это шахтное крепление, поленица, сложенная из деревянных брёвен, которая служит для поддержки кровли выработанной камеры, опускающейся под давлением горных пород. Дерево, используемое в соляных копиях, прежде всего в строительных целях, является незаменимым материалом; соль пропитывает его и не даёт гнить.
Следующая камера ( смешное название я всегда думал, что помещения в шахте носят название зал или грот), которая заинтересовала была камера Яновице. Камера выдолблена в первой половине XVII века. Часть камеры была укреплена, а в оставшейся части в 1967 году установлены фигуры из соли, вырезанные горным скульптором Мечиславом Клюзкой. Они иллюстрируют легенду об открытии месторождения каменной соли: шахтёр подаёт княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нём её обручальным перстнем; при этом присутствуют польский и венгерский рыцари, а также два шахтёра, выносящих добытую соль.
Идем далее. Сверху на потолке практически соляные сталактиты В следующей камере интересные скульптуры на взгорье. Это сгоревшая камера. Выдолблена в XVII и XVIII столетиях в пластовой залежи. Представленные в ней скульптуры изображают опасности, угрожающие шахтерам: обвалы и взрывы газа.
Опасность обвала показывают две деревянные стойки, так называемые свидетели, ломающиеся под натиском горного массива.
Во время добычи соли из горных пород выделяется газ метан (CH4), который легче воздуха и потому скапливается под сводами выработок. В определённых пропорциях, соединяясь с воздухом, он образует взрывоопасную смесь, которая взрывается при взаимодействии с огнём. В иных пропорциях эта смесь медленно сгорала без взрыва.
В давние времена, когда ещё не были известны эффективные способы удаления метана путём проветривания выработок, а работы велись при открытом огне светильников, это газ был крайне опасным. Что бы не допустить его значительной концентрации и взрыва, метан удалялся путём выжигания. Этим занимались опытные горняки, которых называли "кающимися грешниками". Одетые во влажные одежды они ползали по подошве выработки и выжигали метан при помощи факелов, надетых на длинные шесты. Фигуры "кающихся грешников" вырезал в 1972 году горный скульптор Мечислав Клюзек. Нам повезло весь метан уже удалили до нас и кающимся грешниками быть нам не довелось.
А довелось нам увидеть камеру Селец. Эксплуатация камеры началась в 1646 году, и продолжалась около 60 лет. Позднее её нижние части залила вода. В первой половине XIX века, в связи с включением камеры в туристический маршрут того времени, нижняя её часть была укреплена до I уровня.
В течение многих столетий транспортировкой соли занимались исключительно сами шахтёры. Крупные куски соли — "болванки" — они перекатывали, а бочки наполненные мелкой солью, и куски поменьше — перетаскивали при помощи салазок, называемых "шлафами". В начале XVII столетия в копиях появились лошади, приводившие в движение конный привод, и заменяющие людей на участках горизонтальной транспортировки.
Здесь же представлен макет деревни эпохи неолита. Макет представляет внутренности солеварни эпохи неолита на фоне культурного пейзажа того времени. Открытие этой солеварни — попытка ответить на вопросы задаваемые туристами осматривающими шахту, о начале солеварения. Это попытка показать, как люди производили соль в течение тысячелетий до открытия залежей каменной соли. Археологические исследования установили, что начало добычи соли относится к эпохе неолита. Её производством занимались племена лендзельской культуры, ещё за 3,5 тысяч лет до нашей эры, используя соляные источники, находящиеся в околицах Велички. Процесс солеварения начинался с выдалбливания в земле прямоугольных отстойников рассола. Оттуда им наполняли большие глиняные посудины. Затем рассол нагревали, ставя посудину на огонь. Выпаренный тягучий рассол заливался в небольшие чашеобразные посудины — "брикетары", в которых соль кристаллизовалась.
В следующей камере Казимира Великого присутствует его бюст . Камера носит его имя выдающегося польского короля, который дал Краковским копиям свод законов (устав). Изданный в 1368 году, этот устав определял горное право, порядок трудоустройства, регулировал добычу и торговлю солью. В XIV века доходы Краковских копий составляли 1/3 часть доходов государственной казны. В те времена соль была достаточно дорогим товаром. Она применялась не только как приправа, но и являлась основным консервирующим средством. Здесь же представлен Конный привод саксонского типа (XVIII века) является подлинным деревянным механизмом, предназначавшимся для вертикальной транспортировки по шахтным шурфам огромных соляных глыб с нижних уровней на верхние.
Здесь мне удалось сделать фото на фоне уходящих вдаль коридоров копий, а потом камеры, уходящей глубоко вниз Это камера Пескова Скала. Она соединяет первый и второй уровни шахты. В необычной по форме выработке остались многочисленные каверны после добычи прослоек чистой соли. Заметные на откосах царапины — результат работы дробильщиков, которые добывали соль вручную, с помощью железной кирки. На полу камеры — давняя лестница, выдолбленная в соли.
Несколько камер были пройдены очень быстро, так как нас готовили к шедевру этой шахты — Часовне Святой Кинги. Часовня возникла в 1896 году в камере, выдолбленной в глыбе зелёной соли. Впечатляют её размеры: длина — 54 метра, ширина — 15-18 метров, высота — 10-12 метров; а сама она расположена на глубине 101 метра. Особенно впечатляет вид сверху.
Спускаешься вниз и попадаешь, как будто в большой костел, где потолок уходит высоко вверх и скрывается где то в темноте.
Что еще может впечатлить больше. Оказывается может. Это камера Михаловице, которая находится на II нижнем уровне на глубине 110 метров.
Камера осталась после разработки в течение 100 лет глыбы зелёной соли (XVII-XVIII вв.). Эта выработка уникальна, как своими размерами, так и способом обеспечения безопасности. Кровля камеры доходит до 1 уровня.В 70-х годах XIX столетия она была укреплена деревянными балками ("кругляками"). Крепление состоит из двух связочных колонн, подпирающих всю конструкцию. Между ними расположена деревянная лестница — уникальное произведение горных плотников. В начале XX века дополнительно сооружена стена из соляных кусков и бетонно-кирпичное крепление поперечного штрека Рараньча. В нижней части камеры находится подиум для оркестра и памятник шахтёру, вырезанный в соли Мечиславом Клюзкой.
В камере Дроздовице безопасность обеспечивают соляные колоны и укрепления из брёвен ("костры"). В одном из таких костров установлены таблички с текстами старинных шахтёрских песен. На стене находится мраморная мемориальная доска в честь 500-летней годовщины реставрации Ягеллонского Университета. Она напоминает о связях учебного заведения и соляных копий: академия содержалась на доходы от производства соли. "В этой камере, — писал Альфонс Длугош, — шахтёры Велички давали в 1912 году банкет для профессоров Ягеллонского Университета по случаю 550-летия со дня основания старейшего польского учебного заведения. Это было возданием почестей полькой науке". В центральной части камеры стоит памятник плотникам-горянкам, вырезанный из соли Антонием Выродком.
В следующей камере мы увидели соляное озеро. Эта камера носит имя легендарного польского полководца Юзефа Пилсудского, создателя Легионов, Начальника Государства, Маршала Польши. Памятник изваял из соли Станислав Аниол в 1997 году.
Уже в XIX веке эта камера стала туристическим объектом. Её дно было залито соляным раствором. На плоту можно было переправляться по туннелю, соединяющему две камеры. Туристы могли слушать концерты в исполнении шахтёрского оркестра и любоваться фейерверками.
На берегу озера в XIX века установлена фигура Св. Яна Непомука, покровителя тонущих.
Закончился наш маршрут на глубине 135 метров в околоствольном дворе Даниловича
на III уровне. Это последняя выработка на туристическом маршруте соляной шахты. Отсюда туристы поднимаются на поверхность в четырёхэтажном лифте (в каждой кабине помещается 9 человек). Скорость подъёма лифта — 4 метра в секунду.
Околоствольный двор украшает современная, написанная маслом картина, изображающая Святую Кингу, художника Пётра Москаля. Шахтёры помещали образы святых в околоствольных дворах — здесь они молились перед началом и после окончания работы.
Эти образы (как и часовни) являются свидетельством набожности велицких шахтёров, как и их приветствие "Szczesc Boze" ("Бог в помощь"), которое звучало в лифте при спуске в шахту, при каждой встречи и прощании. И я скажу то же самое : "Бог в помощь" и попрощаюсь с этой интересной шахтой.