История поселка тесно связана с историей аббатства. Сюда стекались толпы паломников, что и побудило торговцев обосноваться на этой скале. Сегодняшние хозяева отелей и торговцы сувенирами — потомки или преемники тех, кто в былые времена принимали паломников. Поэтому оживленная атмосфера, царящая в поселке, не должна никого шокировать, она существовала всегда.
В 14 веке вдруг появилась новая категория юных паломников — детей и подростков, которых в Мон-Сен-Мишель влекла некая невидимая сила; их прозвали "пастушками", так как многие из них пасли стада. Какого бы роду они ни были, каким бы путем они ни добирались до Мон-Сен-Мишель, все путники шли горними путями или "дорогой в Рай". В пути они находили пристанища — в сельских приютах и на постоялых дворах, где можно было отдохнуть и полечиться.
Путь паломников был небезопасен, их нередко грабили разбойники. Добравшихся, наконец, до цели ожидали новые опасности: так, в 1318 году тринадцать паломников были насмерть задавлены толпой, ломившейся в святилище, восемнадцать из них утонули в бухте, а двенадцать других погибли, увязнув в зыбучих песках!
Между прочим, нормандская поговорка напоминала паломникам, что они должны привести в порядок свои дела:"Прежде чем отправиться в Мон-Сен-Мишель, составь свое завещание".
В наши дни все еще множество паломников стекается в Мон-Сен-Мишель по случаю двух праздников: в ближайшее к 8 мая воскресенье отмечается явление архангела Михаила на вершине Монте-Горгано, и 29 сентября, день празднования освящения Римского алтаря, посвященного архангелу уже в 6 веке.
Домики теснятся внутри крепостных стен — такой мощности в основании скалы, что во время Столетней войны взять приступом Мон-Сен-Мишель не удалось. В основном их строил аббат Жоливе в начале 15 века, пока в 1420 году он не переметнулся на сторону англичан, а с 1425 по 1444 гг. продолжал строительство капитан Луи д' Эстутвиль.
Вид на дамбу. Как и все бухты, бухту Мон-Сен-Мишель постепенно заполняли осадочные наносы, приносимые мощными приливами. Раньше этот процесс тормозили впадавшие в залив реки: Куэнон, Селюн и Се. Но с середины 19 века, когда русла рек повернули, чтобы построить дамбы и отвоевать у моря 2450 гектаров польдеров, заполнение бухты песчаными наносами усилилось. За сто лет отложилось около 100 миллионов кубометров наносов, а уровень отмели вокруг скалы повысился на три метра. Мон-Сен-Мишель рискует вскоре утратить свой островной характер. Для замедления этой опасной тенденции с 2006 года проделан ряд трудоемких работ. Отныне плотина, построенная на реке Куэнон, образовала резервуар; во время прилива он наполняется, а во время отлива, спуск воды очищает подступы к скале. перенос парковки позволит также разрушить дамбу, ведущую к острову, и заменить ее тонким пешеходным мостиком, под которым сможет плескаться море.
Из более древних укреплений Северная башня была построена в 13 веке, еще до изобретения пушек. Эту высоченную круглую башню на вершине скалистого выступа можно было взять только штурмом или подкопом. В 15 веке столь высоких бастионов уже не строили, чтобы уменьшить площадь обстрела пушечными ядрами. Куртины и башни одинаковой высоты объединяет круговой непрерывный дозорный путь, что позволяет защитникам быстро перемещаться внутри крепости.
Форма башен продумана для усовершенствования флангового обстрела. Королевская и Аркадная башни — традиционно круглой формы, тогда как башня Беатрикс имеет форму подковы, что расширяет зону обстрела. Башня Букль ("Пряжка") построена на месте более древнего сооружения в 1481 году, ее план в виде шпоры ("быка") предвосхищает сооружения Вобана. Башню Габриэль — массивный цилиндрический бастион для защиты западных откосов — построил в 1524 году лейтенант Габриэль дю Пюи.
Вход в городок был также защищен тремя воротами — последовательными преградами. Первые — Врата Подступа (называемые "Авансэ") в 16 веке добавил Габриэль дю Пюи, за ними в треугольном дворе выставлены две пушки, захваченные у англичан в 1434 году.
Луи д'Эстутвиль построил вторые врата защищающие так называемый "Бульварный " барбакан, и третьи — Королевские Врата, где сохранилась опускная решетка; к ним через ров перекинут подъемный мост, восстановленный в 1992 году.
Впереди Королевские Врата. Между Бульварными и королевскими воротами находится небольшой двор в котором расположены кафе, а также знаменитый ресторан " La Mere Poulard".
На единственной улице поселка сохранилось немало старинных зданий: Аркадный дом с его одноименной башней; гостиница Ликорн (Единорог) с ее пристройкой на мостике, перекинутом через улицу: ее кровля и стены покрыты черепицей из каштанового дерева (дом Артишоков); отель — ресторан сирены 15 в. с облицованным деревом красивым фасадом или старинная пекарня, две гранитные аркады которой поддерживают щипец крыши.
Главная улица поселка называется Grande Rue, вид на дом Артишоков, нависающий над главной улицей словно мост.
'
Нигде в Европе нет столь стремительного прилива. И русла здешних речек, подмытые морем, таят в пору отлива западни и ямы, и коварные зыбучие пески... Радио тревожно предупреждает о стремительном подходе приливной волны, но как убедить в опасности туриста, что здесь каждый год море уносит с пляжа очередных смельчаков, романтиков и раззяв. Затопив былые русла, море потом и отступает столь же стремительно на добрые 12 километров, но предательские ямы с водой и зыбучие пески еще подстерегают самых неосторожных и легкомысленных, внезапно окружаемых густым, непроглядным туманом...
Надо сказать, что виды с крепостной стены открываются потрясающие! Удивительно, но при большом количестве народа, ты все равно остаешься один, тебе это не мешает, когда ты смотришь в эту прекрасную суровую даль. Звуки исчезают и тебя накрывает магия этого места: туманное безмолвие и ты, между морем и небом.
Мои предыдущие материалы о Мон-Сен-Мишель можно почитать здесь:
Сиреневый вечер в окрестностях Мон-Сен-Мишель
На пути к горе Святого Михаила
Морской музей в Мон-Сен-Мишель
Чудо западного мира