Если вы были во Львове, и не посетили Лычаковское кладбище – считайте, что вы много потеряли. Одно из старейших кладбищ в Европе, (собственно, старше Парижского Пер-Лашес и Лондонского Хайгейта), оно считается одним из наиболее ценных собраний высокохудожественных некропольных скульптур. А также сосредоточением мистических легенд. Лично я бывала здесь десятки раз, выступая в роли «добровольного гида» для приезжих друзей, так что рассказывать про это место могу часами…
Итак, история Лычаковского кладбища начинается в 1783 году. Тогда по распоряжению австрийского императора Иосифа II были запрещены погребения вокруг городских церквей и костелов – в целях санитарии, естественно. Старые некрополи в центре города были раскопаны, и потревоженные останки были перевезены на новое место упокоения. В то время никто не мог предвидеть, что кладбище на окраине города станет чем-то наподобие прекрасного ландшафтного парка, привлекающего своей таинственной атмосферой мистиков и романтиков. А началось все просто. Талантливый местный специалист по разбивке садов Бауэр с согласия магистрата проложил дороги и аллеи, высадил деревья и цветы – то есть превратил «поле скорби» в очень уютное местечко.
С тех пор Лычаковское кладбище, где до этого еще в XV веке хоронили умерших от чумы, стало «элитным» местом последнего пристанища для «привилегированных» львовян – известных политиков, священников, военных, деятелей культуры и искусства, а также просто богатых горожан.
Сей факт и объясняет презентабельный вид огромных фамильных склепов с великолепными барельефами и надгробных скульптур, многие из которых – настоящие произведения искусства. Именно они, скульптуры - каменные, мраморные, бронзовые, говорят с нами на языке символов и аллегорий, будоража воображение, и порождая легенды.
Чего-чего, а легенд, суеверий, грустных историй здесь обитает предостаточно. Такое уж место.
Пожалуй, самая нереальная из них – об одинокой даме, гуляющей по улице Мечникова, которая тянется вдоль кладбища. Легенда гласит, что однажды безлунной ночью один молодой повеса (естественно, история его имени не сохранила, кто бы сомневался), возвращаясь домой после жаркого свидания, был привлечен хрупкой женской фигуркой, одиноко бредущей по неровной львовской брусчатке. Неслыханное дело, молодая дама, одна, в таком месте – уже предвкушая новое романтическое знакомство, наш юный друг догнал ее и предложил проводить домой. «Да, будьте так добры…» согласилась женщина, и повернулась. О ужас, под ее капюшоном не было… лица! Бедный юноша, дрожа от страха, прикипел к земле, не в состоянии вымолвить ни слова, а дама, помахав ему на прощанье белой ручкой скрылась в проеме кладбищенских ворот… Тут послышался стук колес - приближалась карета, и молодой человек, убедившись, что ноги его стали ватными, и домой уже не донесут, был счастлив «поймать такси». Как вы, уже, возможно, догадались, бедняге опять не повезло – у кучера тоже лица под шляпой не оказалось, а карета с грохотом скрылась за теми же воротами кладбища. Ну что ж, не будем гадать, сколько юноша накануне выпил вина, а может, чем черт не шутит, коварного абсента… а может, он с детства отличался богатым воображением… но вскоре по городу поползли слухи. И удивительное дело, тут же нашлось с десяток свидетелей «за», которые тоже «видели» и безликую даму в черном, и карету с кучером. Но не было ни малейшего предположения, кем могла бы быть эта загадочная незнакомка… А раз так, то оставим ее, и вернемся к более реальным личностям, у которых, по крайней мере есть имена. Имена, высеченные на каменных надгробиях.
Регина Марковская. Это имя нам ничего не говорит, но ее надгробие, которое называют «спящей красавицей» можно считать одним из самых поэтических на кладбище. Фигура спящей молодой девушки в натуральную величину – красивое безмятежное лицо, волосы в беспорядке рассыпались по подушке… Рассказывают несколько версий ее смерти. Согласно одной из них, Регина была подающей надежды юной актрисой, которая слишком сильно «вошла в роль» на сцене, и умерла, когда по сценарию спектакля должна была умереть ее героиня. По другой версии, она, уже будучи замужней дамой, влюбилась в молодого ловеласа, и приняла яд, не в силах переносить его постоянные измены. Третья, и по моему скромному мнению, самая правдоподобная легенда – сердце молодой женщины просто не смогло перенести трагическую утрату - смерть малолетних сыновей. Оба мальчика, семи и двух лет отроду похоронены вместе с матерью. Раньше в изголовье еще стояла каменная фигура плачущего ангела, а потом куда-то исчезла. Мистика, акт вандализма? Не знаю. Зато на ее могиле всегда свежие цветы – посетителей сюда тянет, как будто магнитом…
Неподалеку - великолепный мавзолей Феликса Барчевского, в свое время одного из самых богатых магнатов. Несметные сокровища этого рода долго не давали покоя расхитителям гробниц. Но если бы они только знали, что эта гробница – единственное, что осталось от огромного состояния этого странного человека! Все добро он перед смертью перевел в наличные и завещал на меценатство и добрые дела. Большую половину – на ежегодные премии за лучшие произведения в области литературы и истории, остальное – на стипендии студентам Львовского и Краковского университетов, на приданное девушкам из бедный семей и т.п. В завещании предусмотрительный богач указал, что никто из его родственником не имеет права оспаривать его волю. Нда, хороший «сюрпрайз» для наследничков, которые, наверно с нетерпением ожидали, когда же старый чудак отправится в лучший мир…
Есть здесь склепы с «недоброй» репутацией, как например, одна из самых богатых гробниц Розалии и Ванды Замойских. Мать и дочь трагически погибли во время пожара в 1902 году. Рассказывают, что часто можно услышать, как в герметически закрытом склепе гремят цепи, на которых подвешены гробы…
К скромному надгробию епископа Николая Чарнецкого суеверными посетителями уже протоптана дорожка. Простой мальтийский крест украшен вышитыми рушниками, постоянно горят свечи. Этого мученика тоталитарного режима еще при жизни считали святым и чудотворцем. А сегодня сотрудники Лычакова вынуждены время от времени подсыпать земли на его могилу, ибо ее постоянно растаскивают на талисманы. Люди верят, что она исцеляет, помогает в сердечных делах, и даже… в успешной сдаче сессии! Да-да, именно студенты являются «постоянными клиентами» усопшего священника, принося сюда свои зачетные книжки и пачкая их землей. Учились бы лучше… Также часто можно увидеть, как матери приносят сюда неизлечимо больных детей, уповая на чудо. Как раз в этом случае язык не поворачивается иронизировать. Что же, говорят, вера действительно творит чудеса…
Примечательна могила другого, армянского епископа Самвела Кирилла Стефановича, надгробие здесь изображает растянувшегося во весь рост человека на пышном одре. По легенде, в возрасте 75 лет священнослужитель тяжело заболел, и, предчувствуя близкий конец, заказал для себя гробницу. Но когда ее изготовили, он вдруг поправился, да так успешно, что еще потом 28 лет сам ухаживал за собственной усыпальницей, любуясь своей точной каменной копией.
Среди каменных ангелов, мадонн и крестов на Лычакове нередко попадаются очень необычные надгробия. Например, бронзовая фигура античного Орфея с лирой на могиле известной оперной певицы Соломии Крушельницкой (это ее именем назван Львовский оперный театр). Образ титана-Прометея, «каменяра», который все долбит скалу, видимо пытаясь достучаться до нас, потомков, на месте последнего пристанища великого украинского писателя Ивана Франко. Две бронзовые собаки, Плутон и Нерон увековечены у могилы доктора Юзефа Ивановича. Что необычного в собаках? Да то, что по всем канонам, животным не место там, где хоронят людей. Такому невероятному исключению из правил находят весьма трогательное объяснение. Дело в том, что когда уважаемый доктор умер, его собаки последовали на Лычаков вслед за похоронной процессией, и улеглись на могиле пана Юзефа, отказываясь от еды и питья. Естественно, через какое-то время бедняги, тоскуя, померли. Пораженный такой преданностью, скульптор Паоло Евтелье создал эту милую скульптурную группу. Таким образом, верные псы и после смерти охраняют своего хозяина…
На главной аллее, рядом с захоронениями выдающихся личностей можно увидеть две скромные могилки никому не известных солдат польской армии Франциска Зарембы и Антона Пьерецки. Примечательны они тем, сколько лет жизни отмерила судьба этим людям – одному досталось 112, второму чуть меньше - 106 лет.
Романтический ореол окружает памятник польскому художнику Артуру Гротгеру, установленный его возлюбленной Вандой Монне. Да-да, самая популярная легенда Лычакова, конечно же, про любовь… Начиналось все весьма банально: знакомство на балу, возникновение симпатии между творческими личностями, длительные прогулки по Лычакову… Наверно, еще тогда Артур признался Ванде, что мечтает остаться здесь навеки. Страстная любовь, планы повенчаться. Но не успели. В возрасте 30 лет нищий и измученный туберкулезом художник умер в Париже. Ванда же продала все свои драгоценности, чтоб привезти его тело во Львов, и похоронить на Лычакове. Интересный факт, тронутый силой чувств между несчастными влюбленными, итальянский скульптор Парис Филиппи не взял денег с Ванды за изготовление надгробной скульптуры для могилы своего молодого коллеги. А портрет жениха Ванда написала собственноручно. Известно, что спустя время Ванда вышла замуж и родила дочь, но до конца жизни ее часто видели тоскующей у могилы Артура. Ну вот, казалось бы, и все. Ну а как же хеппи-энд? Ну что ж, многие молодые пары утверждают, что видели, как им навстречу шли улыбающиеся мужчина и женщина, которые нежно держались за руки… и таяли в воздухе через несколько мгновений. Говорят, это Артур и Ванда приходят, чтобы полюбоваться на настоящую любовь…
Таких легенд наверно, сохранилось бы гораздо больше, если бы не одно варварское постановление Львовского магистрата в середине XIX века, а именно, установка на кладбище камнедробилки. Без разбора и сожаления она перемалывала памятники и надгробия на мелкие камушки, которыми потом утрамбовывались аллеи. Более того, из этих камушков были позднее построены центральные врата некрополя. Уничтожались те могилы, за которыми в течении 25 лет никто не ухаживал, и не вносил платы администрации Лычакова. На их месте разрешались новые погребения. Таким образом, трехсотлетних надгробных плит сохранилось до наших дней не так много…
Но это варварство не идет ни в какое сравнение с тем, что началось с приходом во Львов советской власти в 1939 году. Кладбище было открыто для массовых захоронений. С тех пор простые гранитные плиты резко диссонируют с изящными некропольными памятниками прошлого. Но самое возмутительное – это неслыханное мародерство и вандализм. Большинство старых склепов были выпотрошены в поисках сокровищ «буржуазных врагов народа». Как раз тогда очень популярной была байка о том, что будто бы целая семья польских магнатов была похоронена в золотой обуви. Каждое утро сотрудники кладбища находили вскрытые гробы с останками прямо на дорожках… А ограждения большинства могил стали добычей охотников за цветными металлами.
Это безобразие продолжалось вплоть до присвоения Лычаковскому некрополю статуса музея в 1990 году. С тех пор «город мертвых» принимает новых «жильцов» только в виде крайнего исключения. Так, несколько лет назад там были похоронены композиторы Владимир Ивасюк, автор «червоной руты» и Игорь Билозир, зверски убитый журналист Георгий Гонгадзе, отрезанную голову которого, кстати, так и не нашли…
Продолжать эту тему можно было бы бесконечно. Но, как говорят, лучше один раз увидеть… А еще говорят, мистическая атмосфера Лычакова влияет на головы самых заядлых скептиков, да так, что большинство побывавших здесь начинает писать стихи. Что же, у вас есть шанс проверить…