«Солнце светит в левый глаз, мы поедем на Кавказ», - повторяла про себя, как заклинание, всплывшую в памяти детскую считалочку. Все не верилось.
Уважением к загадочному слову «горы» прониклась давно. В юности моя мама с рюкзаком за плечами покоряла вершины Кавказа. Горными байками кормила в бессонные часы свое неуемное дитя, а я с открытым ртом и удивленно распахнутыми глазенками внимала каждому ее слову. Вспоминаю, как поразили воображение описание лугов с маками по пояс взрослому человеку, бабочки величиной с воробья, трагический рассказ о разбившейся группе скалолазов.
И вот спустя почти 30 лет мама повезла меня на Кавказ. Увы, не в качестве покорительницы горных вершин. А подлечиться минеральной водой.
Дорога от Питера заняла почти двое суток. Так как до Железноводска нет прямого сообщения, добрались на поезде до Минеральных вод. Вокзал в Минеральных водах старинный, встречающий приезжающих символом КМВ, вольной горной птицей – орлом. В пределах железнодорожного вокзала действует своя таксистская мафия, в прочем, как и в других городах, поэтому цены в два раза дороже обычных. Не успели выйти из поезда, как подбежали сразу несколько человек с вопросом: «Куда ехать?» Нас заранее предупредили, чтобы больше 200 рублей не давали, но предлагали отвезти не дешевле, чем за 400. В результате сторговались с колченогим стариком кавказцем на 300 рублях.
Про киборгов без суеты.
Остановились в Железноводске на квартире у Светы. Наша хозяйка оказалась из той породы людей, про которых говорят: «Хорошего человека мало не бывает», барышней огромной души, милой и гостеприимной. Ее сын Максимка, недоросль 14 лет, вызвался быть нашим проводником.
Железноводск оказался маленьким уютным городом. Без бурной ночной жизни и ненужной суеты. Убаюкивающий тишиной и спокойствием, как одиноких пожилых людей, так и молодых, подуставших от повседневных стрессов. Сюда приезжают молодые семьи с маленькими детьми; мамы с дочками, сыночками; успевшие облысеть и нарастить животы депутаты не первой молодости в компании длинногих двадцатилетних прелестниц; одинокие мужчины и женщины слегка за 40, отдыхающие от семей и с горящим взором, в котором читается жажда приключений; сотрудники разных предприятий, получивших льготную путевку на курорт (Ну не отказываться же, ей богу! Тем более сердце, печень, почки, желудок, нужное подчеркнуть, давно шалят.) и прочие не менее интересные люди самых разных профессий.
Каких только персонажей не увидишь в тенистых липовых аллеях по пути к бюветам с минералкой! Во время вечернего променада по парку мы встречали удивительных бабушек в соломенных шляпках с искусственными цветами по краю поля и в светлых гипюровых платьях с рюшами, с правильным московским говором и нарисованными тонкими вздернутыми бровями на напудренных лицах. Мимо нас проходили девочки «киборги» в черных одеждах со смоляными волосами и венчающими их темные головы рогами. Будто собрались на рок концерт. Семейные парочки в одинаково красных «адидасовских» костюмах, говорили о работе каждый по своему сотовому телефону. Бедные, даже на отдыхе не могут расслабиться. Великовозрастные седые мальчишки в шортах, игриво поглядывали по сторонам.
А вокруг красота гор, озвученная музыкой Визбора в нехитром гитарном исполнении юноши в джинсах - варенках. Пройдешь несколько метров и уже слушаешь песни военных лет. Если не нравится репертуар, идем дальше к рвущему струны крепкому мужчине с мужественным бородатым лицом геолога и таким знакомым хриплым голосом под Высоцкого.
Увидев нашу заинтересованность, он начинает предлагать свои диски. Мол, мы «таких» нигде больше не купим.
Дивная атмосфера праздника, которую я с жадностью наблюдателя прячу в один из уголков воспоминаний о лете.
Про воду и горы.
По прибытию приобрели курсовки для посещения водо и грязелечебниц. Самыми популярными из предлагаемых лечебными заведениями процедур являются минеральные и жемчужно-минеральные ванны, грязевые обертывания. Их назначают почти всем отдыхающим, если нет противопоказаний. Но главная ценность курорта вода: Славяновская, Смирновская, Владимировская. Первые источники были открыты в начале 18 века экспедицией, возглавляемой врачом Гаазом. А первые больные прибыли сюда в 1812 году. Для них построили дом, оборудованный ванным помещением.
Источников в Железноводске несколько. Основные бюветы, расположены на южном склоне горы Железная. К ним можно подняться от площади Ленина по живописной лестнице. Центральный путь на водопой охраняется железными львами, устремившими свой взор на гору Бештау. Бештау самая высокая гора в КавМинВодах. В хорошую погоду с ее вершины открывается плеяда гор Центрального Кавказа во главе с белоснежным Эльбрусом.
Горы Железноводска обособленны и самобытны. Их названия говорят сами за себя: Верблюд, Змейка, Медовая, Орлиные скалы, скала Кукла. Правда, звучит красиво? И за каждым названием стоит не менее красивая легенда, в центре которой непременно любовь, коварство, предательство.
Про горный воздух.
Как-то, сидели мы на кухне со Светой, попивая чай и любуясь на алеющие в закатном пламени солнца горы.
- Знаешь, как я оказалась здесь? – неожиданно спросила она меня, и, увидев заинтересованный взгляд, продолжила. - Тетка моего мужа приехала в наш город по своим торговым делам, да на базаре у нее украли сумку с документами и деньгами. Моя мама, увидев ее рыдающую, пригласила к нам домой. Потом уж я с ответным визитом приехала в Железноводск. В первый же вечер меня познакомили с красивым мужчиной. Рано утром он разбудил меня и властно позвал за собой. Целый день мы взбирались с ним в гору, отдыхая на берегу девственных озер и любуясь цветущими лугами. А когда оказались на вершине, я увидела под собой целый мир, распростертый, как будто у меня на ладони. И мне вдруг стало спокойно и надежно, почувствовала, что вот она моя судьба.
- Романтика, - произнесла я.
- А через 3 месяца после свадьбы я подала на развод. Поняла, что не люблю его, ну и осталась здесь жить. С тех пор дышу здешним горным воздухом и не могу надышаться.
По иронии судьбы, санаторий, в котором работает Света так и называется «Горный воздух». Что это совпадение или знак?
«Воздух – это что-то легкое, которое летает вокруг твоей головы и станет яснее, когда ты смеешься».
От чего люди не летают, как птицы?
В первый день, несмотря на легкое головокружение (что не удивительно от переизбытка кислорода и недосыпа), отправились в Пятигорск. От железнодорожного вокзала на маршрутке(16 руб.) минут 20 – 30 езды.
Вышли на конечной остановке возле рынка. После железноводской тишины нас закружил водоворот шумного курортного города.
Ярко одетые модницы спешили вдоль витрин торгового центра по своим делам. За стеклом торгового центра красовались вещи из последних коллекций известных европейских марок. Ассортимент, как в Питере или в Москве. На ступеньках возле давно сгоревшего и не отремонтированного здания, похожего на кинотеатр, играл безногий гармонист. Неподалеку от него молодая армянка продавала прохладный бочковой квас(5 руб. за стакан). Из маленькой, уютно примостившейся под тенью деревьев кафешки, доносился умопомрачительный аромат молотого кофе.
Мы шли мимо цветущих розовых клумб, над которыми кружили пестрые бабочки, с горы, а потом снова в гору, мимо дома с табличкой, сообщающей, что в нем останавливался Лермонтов, к подножию Машука, у которого он погиб от смертельной раны. Я вспоминала, как же здорово великий поэт и писатель описал горы в «Герое нашего времени», и как верно он подметил то состояние, когда возвращаешься к себе истинной, той, которой ты была в детстве.
По канатной дороге поднялись на Машук в вагончике, рассчитанном на 25 человек. Но, кажется, нас набилось больше. Вместе с нами ехала свадьба: нарядные жених с невестой, целующиеся под крики «горько», их пьяненькие гости, пытающиеся отплясывать прямо в кабинке. Эх, не разбиться бы, а то костей не соберешь. Внизу мельчали дома, а прямо передо мной пестрели расписанные гаффити скалы. «Миру мир!» - разглядела надпись из советских времен и улыбнулась. В нескольких метрах от канатной дороги на синем, в цвет неба, парашюте парил человек-птица. Ах, как красиво летают люди, - подумалось мне, перефразировав фразу Екатерины из «Грозы».
И не случайно, пьесу Островского пришлось вспоминать с утра на приеме у врача. Спасибо учителю литературы, не ударила в грязь лицом. Седенькая бабушка в буклях, буравя меня одним видящим глазом, с дотошностью поклонницы передачи «Такси» допрашивала по школьной программе.
Ну, да я отвлеклась. Оказавшись на горе, на секунды замерла в немом восхищении. Передо мной предстало зрелище подобное тому, которое видишь, когда самолет идет на посадку. Высота. Букашки домов и маленькие зеркальные лужицы озер. Непередаваемое ощущение Гулливера в стране лилипутов. Со смотровой площадки просматривалось белеющее двухглавое облако Эльбруса. В дурманящих, сладко пахнущих кустах отцветающей персидской сирени, украшенной гирляндами пестрых ленточек по языческому обычаю на память, затерялся обелиск тем, кто, рискнув почувствовать за своей спиной крылья, не вернулся назад.
Рядом усатый дяденька, разложив свой открыточный нехитрый бизнес, предлагал профессионально запечатлеть на фоне гор.
Мы двинулись по дорожке, ведущей по кругу вершины Машука, и увидели кафе со столиками на улице. На одной из стен которого висел стенд с фотографиями со съемочной площадки сериала «Печорин». Знакомые панорамы. Кухня в кафе оказалась превосходная. Уха из радужной форели; ароматный шашлык из молодого барашка, поджаренный на дровах; сладкая мякоть томатов; хрустящие, сочные, вкусно брызгающие горячим маслом хычины и ароматное Прасковейское вино. И хотя «после вкусного обеда по закону Архимеда полагается поспать», я все же рискнула искупаться.
Спустившись с Машука, отправились на Провал – серо-водородное озеро внутри горы. К озеру ведет тоннель. В царские времена одним из излюбленных развлечений «водяного общества» были прогулки к Провалу. Тогда тоннеля, ведущего во внутренность горы, еще не было, и публика могла осматривать его только сверху, подойдя к краю узкой воронки.
Честно говоря, не знаю, что больше впечатлило зрелище мутноватой, затянутой пленкой изумрудной воды или зловоние тухлых яиц, которое от нее исходило. Но говорят вода эта очень полезная, особенно для суставов и костей.
Эх, была не была! И я бодрым шагом направилась к купальне. Вода из озера подается в каменную чашу или ванну. В помещении, спрятанным от людских глаз сидит специально обученный человек, который время от времени открывает кран, и горячая целебная жидкость шумным водопадом сбегает по камням. Удовольствие, я думаю, особо ценное в холодное время года.
Полученная от купания радость, аукнулась мне на обратном пути. Попутчики отворачивали носы от изысканного аромата местечковой Шанели № 5.
Замечу, Провал еще и любимое режиссерами место, где снимали одну из сцен приключений Остапа Бендера.
Но уже вечер. Теплый летний воздух струится мягким розовым светом и навевает романтическое настроение. Если бы я снимала кино, то обязательно о сложной любви. Потому что в простой нет места страстям.
Тонкие пальцы аристократичного нервного красавца мучительно теребят носовой платок, случайно оброненный прекрасной незнакомкой у колодца с минералкой. Страдающий, полный мольбы взгляд. Случайная встреча в небольшой беседке, расположенной на живописном склоне горы «Машук». И красивая мелодия ветра, играющего на эоловой арфе.
А потом. Потом препятствия и непременный хеппи энд. Как же без счастливого конца или венца, или кольца?
И вот уже титры. Мои счастливые молодожены едут в символичное место. К горе «Кольцо». В продолбленном непогодой отверстии горы, как в окне горят огни Кисловодска.
Про рай, который теперь всегда со мной.
Из Железноводска в Кисловодск добираться не удобно, если нет машины или вы не поехали на экскурсию с туристической фирмой. Прямые электрички ходят два раза в день: рано утром и в конце рабочего дня. Железнодорожный вокзал хоть и старинный, но никчемный, тупиковая станция. Все поезда идут вокруг, через Бештау. Еще над городом не летают самолеты. Поэтому во всех рекламных проспектах любят упоминать об уникальной экологии и прекрасном климате Железноводска.
Мы взяли такси до Бештау(60 руб.). Ушлый таксист, едва, услышав, куда мы направляемся всеми правдами и неправдами начал уговаривать поехать с ним дальше. Попутно обещал провести увлекательную экскурсию. Всего за тысячу деревянных. Но мы предпочли намеченный ранее путь. Мне кажется, новое место лучше осматривать через призму собственных ощущений, не отвлекаясь на чужую болтовню.
Вскоре показалась по - южному живописная станция, на которой обычно проходящие скоростные поезда стоят не больше 5 минут. На перроне играла музыка военных лет. Уставшие бойцы отдыхали в тени кустов ирги, манящей спелыми бордовыми ягодами. Рядом с ними резались в «дурака», ожидающие клиентов таксисты, время от времени настороженно поглядывавшие в нашу сторону. Вдруг повезет.
Мы не успели купить билеты на электричку и поехали «зайцами». Всякий раз, когда открывались двери вагона и заходили пассажиры, моя мама инстинктивно расстегивала сумочку и доставала кошелек. Контролера ждали, как родную.
- А вдруг нас выгонят или оштрафуют на одну минимальную зарплату? - суетилась мама, давненько не ездившая в электричках.
В отличие от большинства стареньких питерских электропоездов с деревянными сидениями и протекающими в дождь потолками, электричка была комфортной и новой: мягкие кресла, полочки для багажа.
Напротив нас вальяжно разместилась компания студентов с пивом и музыкой Нелли Фуртадо, льющейся из приемника.
- Как красиво поют местные! - восхищенно произнесла наконец-то расслабившаяся мама.
И тут в вагон вошла грозная кондуктор, которая немедленно распознала в нас зайцев. Шучу. Конечно же, она взяла с нас деньги за билет, но сумму вдвое ниже официальной стоимости.(50 руб. за 3-х человек) Правда мы скромно умолчали, от какой станции едем, а проверяла она после Пятигорска, да и выдала нам за уплаченную сумму всего один билет.
Благополучно добравшись до Кисловодска, высадились на железнодорожном вокзале, где нас поймал новый таксист. В прочем мы не сильно сопротивлялись. Вместе с ним доехали до верхнего парка(150 руб.), откуда несколько минут ходьбы до канатки.
На одной из благоухающих лип я разглядела красивую птичку с голубым крылом.
- Это сойка, - просветил меня Максим,- их в нашем краю много.
Я защелкала фотоаппаратом, гоняясь за диковинной птицей, никак не желавшей мне позировать. Зато распушил пышным веером хвост павлин.
Какой он аристократичный, царственный, грациозный! И… несвободный, привязанный за лапку, что бы не убежал. Я оглянулась и увидела других экзотических зверюшек: орла, фазана, кобру.
- Делаю профессиональные фото,- с кавказским акцентом кричал их хозяин.– Фото на память! Можно на ваш фотоаппарат, всего 50 рублей.
По пути мы купили орешков для белок. С акробатической ловкостью рыжие красавицы перепрыгивали с ветки на ветку, с дерева на дерево, доверчиво спускались лапками прямо к тебе на ладошку, угощаясь предложенным фундуком.
Удивлял и сам парк – творение людских рук. Тенистые аллеи разнообразных деревьев, головокружительный букет ароматов: хвои, липы, жасмина, роз. Многочисленные кафешки, беседки, водопадики.
Долину роз сначала увидела с высоты птичьего полета, когда мы поднимались по канатной дороге на гору «Большое седло». Сверху она показалась разноцветной мозаикой, шахматной доской, по которой передвигались, похожие на жуков, живые фигурки.
Оказавшись в этом придуманном людьми раю, неожиданно поняла, что никуда не хочу уходить. Один из немногих вариантов благотворного влияния человека на природу, когда он больше создал, чем разрушил. Как задумывал творец. Вокруг цвели крупные, мелкие, махровые, всевозможных окрасок, нежные розы. У меня не хватает слов, чтобы передать вам красоту розария. Да и не надо, наверное. Лучше один раз увидеть или понюхать.
Подъем в гору с помощью канатки занял 15 минут.(120 руб. на человека в 2 конца) При наличии свободного времени на Большое или Малое седло можно взобраться и пешком часа за три.
Запомнились пещеры, созданные самой природой, похожие на гору Кольцо вблизи Кисловодска, необычная роща березы (по нескольку стволов вместе, как в хороводе), орлы, свободно парящие над изумрудным морем растений, трели цикад в лугах, смотровая беседка и камни, сразу за которыми начинался обрыв.
Пройдя по нижней части парка, спустились к Нарзанной галерее. Красивые старинные архитектурные сооружения. Как и в Железноводске горячие и холодные источники. Приятно солоноватая, слабо газированная вкусная вода, вытекающая из кранчиков.
На выходе из парка сувенирные лавочки, торгующие фарфором, украшениями из камней и китайскими безделушками.
Вечером мы с восхищением делились впечатлениями с нашей хозяйкой. Казалось, что все самое лучшее посмотрели.
- Да вы еще настоящих гор не видели,- возражала Света.
На настоящие горы мы собирались в воскресение. На Домбай.