Над Старым городом возвышается величественный силуэт собора святого Петра.
Высокие церковные башни свидетельствуют об историческом призвании города, где проповедовал Кальвин, реформатор и мыслитель, который четыре века назад положил начало экономическому подъему Женевы.
Город, основанный римлянами, на протяжении всей своей истории стремился отстоять свою независимость. Принять протестантство означало полностью отделиться от могущественных католических соседей, вечно стремившихся поглотить Женевскую республику. К тому же суровая протестантская доктрина, отрицавшая пышность католической церкви, соответствовала духу женевской буржуазии.
Существует легенда, что Кальвин распорядился установить на реформированных женевских церквях башенные часы. Как пробьет положенный час на церковной башне – начинается служба, и двери в церковь закрываются, оставляя опоздавших за порогом. Тем самым Кальвин, добивался пунктуальности от своих прихожан.
И чтобы проникнуться духом, суровым и мужественным, протестантской Женевы, мы посетили собор святого Петра.
Снаружи он произвёл неожиданное впечатление — странное сооружение: сбоку он явно готический – щетинится шпилями, а вот спереди выстроен как Римский Пантеон.
Первый камень в основание Собора Святого Петра был заложен в 1160 году и 150 лет длилось его строительство. Поначалу храм действительно строился в романском, приземистом, массивном стиле. Постепенно в его облик добавились более тонкие черты приобретающего популярность готического стиля. В XVIII столетии Собор Святого Петра в Женеве обзавёлся куполом и фронтоном с греко-римскими колоннами. Массивный фасад в стиле неоклассицизма подчёркивает устоявшийся в городе дух протестантизма.
К сожалению внутри мы практически ничего не можем увидеть от католического наследства первых веков, когда стоял собор. В XVI веке суровый кальвинизм внёс свои поправки в интерьеры и декор собора: католическая «роскошь» была уничтожена, восторжествовал дух сурового протестантизма. Единственными украшениями сейчас служат витражи и резные спинки скамей. А когда-то стены были покрыты католическими фресками, храм украшали статуи святых.
Но, пожалуй, история кальвинизма в стенах этого собора не менее интересна. Небольшая капелла XV столетия, образец поздней готики, с XVI века стала одним из центров Реформации и протестантизма. Здесь встречались и проповедовали реформаторы. Здесь же была подготовлена "Женевская Библия". Реформаторы перевели библию с латыни на национальные языки, католическая церковь это запрещала. Сейчас храм Кальвина, так теперь называется эта капелла, является действующим, в нём ведутся службы.
Ещё одни интересный экспонат собора – так называемый «стул Кальвина», аскетичный и выделяющийся на остальном фоне.
За небольшую плату можно подняться на Северную и Южную башни собора. Каменная витая лестница круто взбирается вверх. Поначалу продвижение не составляет особого труда, но потом лестница, как рассказывают туристы, становится всё уже. Сама я не поднималась по ней. Хотя, со слов очевидцев, виды оттуда открываются очень красивые.
В самом храме мы были недолго, так как должна была начаться служба, а на входе висит объявление на двух языках: "Просьба не посещать храм во время богослужения. Вы находитесь в святом месте, ведите себя соответствующе, пожалуйста". Служители предельно вежливы в обращении к посетителям.
Побывав в соборе я раздумывала над тем, что мне было бы ближе, если бы я была глубоко верующим человеком, пышное убранство и роскошь католических и православных храмов, или же скромные протестантские церкви? И здесь я согласилась с Кальвином. Для беседы с богом не нужны посредники. Наполненные позолотой католические и православные храмы больше похожи на музеи, они красивы, имеют художественную и архитектурную ценность, но в вере в бога это не главное. Но это моё мнение.
Пока размышляла, забыла про фотоаппарат, поэтому и снимков мало.