Сразу нужно сказать, что Цитадель Азур в Сахл Хашише под Хургадой — первый отель, куда мы захотели и, более того, твердо решили вернуться в обозримом будущем. Очень уж запали в душу его архитектурные решения
и продуманность каждой детали, его лесенки и романтические уголки,
его бесконечные пляжи
и впечатляющие рестораны…
Оператор у нас был Тез-тур, тут все четко и без нареканий. Встречающий местный гид оказался интеллигентным и дружелюбным. Узнав, что Египет уже стал для нас практически родным домом, с экскурсиями не напрягал, за что и был вознагражден появлением клиентов из нашей группы, которым мы порекомендовали некоторые поездки. Номер мы получили просто замечательный — в 3-м корпусе, на третьем этаже. На наш взгляд, самые удачные корпуса — 3-й и 4-й. Четвертый несколько ближе к морю, зато из окон 3-го хороший обзор не только на море, но и на внутреннюю бухту с яхтами
набережную, здание административного корпуса
и два бассейна.
Вообще, номер — это нечто! Очень просторный, практичная большая гардеробная (там же сейф) ,огромная душевая с туалетом (и вид из окна душа на открытое море!), телевизор-панель, который, впрочем, просто некогда было смотреть, шикарная веранда с мощным мраморным столом и креслами, бесплатный минибар с прохладительными напитками. В общем, к номеру никаких претензий, хотя, кстати, из аксессуаров в душевой было только жидкое мыло. Нам показалось важным расположение именно на третьем этаже — самый лучший вид и нет перед окнами текущего в ресторан и обратно людского потока, как на первом.
Учитывая уровень отеля, несколько удивило относительно небольшое количество иностранцев, нам показалось, что русских было процентов 70-80. Как подтверждение такого соотношения клиентов — неплохое знание персоналом русского языка. Возможно, притоку наших туристов способствовал и низкий сезон — середина февраля, когда цены на путевки были раза в полтора ниже обычных для этого отеля. Тут, увы, нас поджидала небольшая засада — встречался контингент, с которым редко приходилось сталкиваться, в частности одна шумная компания человек на 10, возглавляемая бандершой — громогласной дамой необъятных размеров, возможно русско — армянского происхождения. Эта орава, приехав, судя по всему, из какого-то южнорусского местечка, была стихийным бедствием как для песонала, так и для отдыхающих, неся с собой шлейф негатива, крика и мата. Забегая вперед, скажу, что с подобным свинством, но в еще большем масштабе, пришлось столкнуться уже перед вылетом в аэропорту Хургады — примерно 5% нашего Боинга-747 успели довести себя до невменяемого состояния еще до посадки, оставив зал ожидания в состоянии первобытности.
К сотрудникам отеля никаких нареканий. Вежливы, предупредительны. Ну и еще раз пришлось убедиться, насколько важно для них знание вами хотя бы нескольких слов по-арабски и ваше желание узнать еще что-то на их языке. Сразу появляется доверительный контакт, вас узнают, улыбаются, стараются сделать что-то приятное. Кроме обычного человеческого удовольствия от общения, мы получали от этих своих малых знаний еще и практическую пользу — нас узнавали в ресторанах ля-карт уже знакомые официанты, предлагая лучшие места и обслуживая, как родных. При этом, конечно, никто не отменял правило благодарности за хорошую работу чаевыми, об этом не забывают немцы, за что (а не за свою национальную принадлежность!) и получают иногда лучшее к себе отношение. Не знаю, лично мы, благодаря официанта этими, в общем-то, копеечками, кажется, сами получаем от этого даже большее удовольствие, чем он.
В продолжение немного о питании. Все вполне достойно. Может быть, не очень большое разнообразие фруктов. Неплохое местное вино. Терпимые коктейли. Хороший кофе в «Моцарте». И, конечно, нужно стараться ужинать в ресторанах ля-карт, благо записываться можно в любой (кроме рыбного) неограниченное число раз и даже день в день, если есть места. Каждый ресторан оригинален и хорош по своему. Боюсь быть непонятым, но рыбный нам понравился меньше других — своим самообслуживанием и, соответственно, очередью к «раздаче», а также не таким уж большим выбором блюд.
Приятно было посидеть с коктейлем на вечернем музыкальном шоу в конференцзале под рецепшн, трио из Филиппин старалось вовсю. В другой раз были на каких-то конкурсах между гостями отеля, ну это на любителя.
На экскурсии не ездили, т.к. были всего 8 дней, не было времени. Только раз выбрались в Хургаду, куда по записи вечером ходит микроавтобус за 5 евро с человека. Дело полезное, особенно для того, чтоы купить местных фруктов и выпить в кафе незабываемый фреш из манго или гуавы (хотя в отеле хорошо уже то, что в барах присутствуют пакетированные соки). К тому же можно выбрать что-то из довольно качественного египетского хлопка — полотенца, постельное белье и проч. Нам привалило счастье в виде чемодана, который "два перелета выдержит точно", а также приятной во всех отношениях дамской сумки, по поводу коей по возвращении в отель было два часа заламывания рук и панических размышлений, кому бы ее подарить,чтобы не обидеть. Увы,на улицах все чаще приходится отбиваться от назойливых продавцов всякой ерунды, зато в самих магазинчиках встречаются иногда интересные типажи, с которыми побеседовать одно удовольствие. Торговлю тут, в основном, держат копты (египетские христиане), которых вы можете распознать по крестикам, выколотым на запястье руки или на тыльной стороне ладони между большим и указательным пальцами. Данная прослойка населения более богата. Как нам сказали, Цитадель построил также копт, миллиардер, поклонник архитектуры европейских приморских городов, он же основал египетскую Венецию — Эль Гуну. Возвращаясь к продавцам, нужно сказать, что и в самой Цитадели в магазинчике сумок на набережной мы встретили очень интересного человека, мусульманина, с которым, наверное, полтора часа обсуждали вопросы веры и веротерпимости, отличия шиитов от сунитов, историю появления Саудовской Аравии, судьбу Каддафи и вообще арабские революции и т.д. Честно говоря, были просто поражены житейской мудростью этого еще молодого араба.
Поскольку мы большие любители пеших прогулок, то за эту неделю исследовали всю немаленькую территорию отеля, выбирались по длиннющим лестницам наверх в пустыню,
откуда было видно всю бухту Хургады. Влево по морю нас остановил охранник соседнего «Обероя»
— так и не удалось посмотреть на этот дорогущий отель. У меня получилось только немного попрыгать по прилегающим горам аки газель, да пофотографировать сверху наши живописные бухточки с пальмами, разбросанными прямо по пляжу. Вправо по побережью думали дойти до центра и набережной Сахл Хашиш, но снова неудачно — уперлись в забор строящгося отеля. Погода в феврале, как и вообще в этом осеннее-зимнем сезоне в Египте, не баловала — порадовала нас только денька три, в остальное время дул резкий и довольно холодный ветер,
так что купаться хотелось не очень, а солнышком наслаждались в основном на самом дальнем пляже.
Принимали солнечные ванны вместе с многочисленными местными крабами,
которые потеряли всякий страх. В тихую погоду кормили рыбок, причем один раз сдуру и с детской радостью я делал это прямо из рук, о чем мог горько пожалеть, т.к. впоследствии выяснилось, что были эти милые создания пресловутыми рыбами-хирургами (а как красивы подлецы!). Нашу самую дальнюю бухту облюбовали немецкие товарищи, одна парочка пенсионеров даже гордо вывешивала у лежака свой желто-красно-черный флаг, видимо за дальностью расстояния не очень опасаясь покущения на данную святыню подвыпивших племен из скифских степей (наши просто не доползали из ближайшего бара). Вечером складывалось впечатление, что отель пуст — почти никого не встретишь, гуляя по подсвеченным аллеям, наслаждаясь легким воздухом пустыни и шумом моря.
Некое вечернее оживление наступило в отеле 14 февраля, на День Святого Валентина.
Рестораны украсились сердечками, официанты принарядились, за отдельную плату был организован роскошный романтический ужин с меню, потрясающим своим разнообразием. Но… увы, так получилось, что мы с моей милой в этот день только бранились, а никак не тешились. В результате не только не собрались на этот пир романтики, но и не попали в итальянский ресторан, куда были записаны, и ночь я встретил закутанным в одеяло на нашей большой веранде с видом на море, под одинокой луной и в компании с красивой… бутылкой ликера из дьюти фри. Но как бы ни была коротка африканская ночь (хотя зимой она совсем не коротка), а утром, на восходе солнца, в 5.30, мы уже снова на ногах и снова отправляемся путешествовать по каменным, окруженным цветами, дорожкам нашей крепости, нашей Цитадели…
В общем, еще раз повторюсь, по силе эмоционального и, я бы сказал, эстетического воздействия мы пока не встречали отелей равных Цитадели. И что-то мне смутно подсказывает, что уже не встретим. Спасибо тебе, Цитадель, и до свидания!