Нимфенбург, несомненно, жемчужина Мюнхена — но у нее есть достойный конкурент, совсем недалеко — в красивейшем пригороде столицы Баварии, городке Обершляйсхайм. Обойти его за один день — задача мало реальная, поэтому будет минимум три статьи — по числу замков парка Шлайсхайм. Хотя в Новый замок мы пока не ходили — там выставлены картины европейских мастеров эпохи барокко, а я больше интересуюсь готикой и ранним Возрождением. Но если Вы любитель Ван Дейка, Рубенса или Каррачи — то непременно загляните, здесь собраны первоклассные работы, поскольку сама галерея замка — филиал Старой Пинакотеки. В Старом замке — филиал Баварского Национального музея (Главный музей Баварии), посвященный христианской символике разных стран и эпох (Часть 2-я: Новый и Старый замки). Третья статья — о старейшем действующем аэродроме Германии (Часть 3-я: Отдел авиации Дойче Музея в Обершлайсхайме). Доехать сюда просто — по ветке S1 (следующей в направлении аэропорта) до станции Обершляйсхайм. Кстати, если у Вас Изаркарт — то не забудьте дополнительно пробить 1 штрайфен, станция расположена уже за пределами внутреннего круга.
Но сегодня я расскажу о другом замке Шлайсхайма — Люстхайм. Дело в том, что Старый и Новый замки находятся в западной части парка, заложенного в конце XVI-го века герцогом Вильгельмом V — в качестве охотничьего домика на краю Дахауских болот. В начале XVII-го века курфюстом Максимилианом I был построен старый замок и хозяйственные постройки — они образуют сильно вытянутое каре с двумя дворами — Вильгельма и Максимилиана. Сам замок простой и сохранил облик постройки эпохи возрождения — но ему я посвящу отдельную статью. Рядом со Старым в начале XVIII-го века по распоряжению Макса II Максимилина фон Виттельсбаха был построен парадный Новый Замок. Строительство было приурочено к победе войск Баварии над Турцией и убранство дворца в основном выдержано в этой милитаристской тематике. Замок и регулярный парк были задуманы как "Новый Версаль" — к работе привлекли лучших архитекторов и художников Баварии — Цуккермана, Кленце, Цуккали, Эффнера. Мастера барокко и рококо создали великолепный ансамбль, с системой искусственных прудов и каналов, каскадами и фонтанами, замысловатыми клумбами и тенистыми аллеями.
Главный канал идет от каскада, расположенного напротив главного фасада Нового Замка — и в перспективе была необходима доминанта, которой и стал замок Люстхайм. Построенный Цуккали уже в конце XVII-го века в честь свадьбы курфюста Макса Эммануеля с дочерью австрийского кайзера Марией Антонией, он послужил ориентиром при планировке парка и (по моему личному мнению) является наиболее гармоничным и совершенный зданием всего ансамбля Шлайсхайм. К тому же, чтобы дойти до него надо пройти весь парк — что мы и сделали.
Парк более открытый, чем Нимфенбург — что обусловлено большим количеством фонтанов и газонами с барочными клумбами, которые для своего восприятия требуют хорошей перспективы для зрителя. Интересно, что парковый ансамбль остался незавершенным — Макс II очень хотел сделать гигантское сооружение, замыкавшее парк в кольцо из гостевых, хозяйственных и жилых павильонов, соединенных крытыми галереями. В Нимфенбурге можно посмотреть на подобное архитектурное решение — но в Шлайсхайме масштаб должен был превзойти Нимфенбург многократно. От того замысла осталось два павильона возле Люстхайма.
Любопытно, что не только Люстхайм стоит на острове — но, если внимательно посмотреть на план парка — то и сам парк полностью расположен на острове, окруженный каналом. Этот канал идет как раз вдоль не построенных стен и галерей.
В самом замке кроме интерьеров можно посмотреть на прекрасное собрание раннего Мейсенского фарфора. Исория старейшей в Европе мануфактуры выходи за рамки нашей темы — любопытна однако история появления этой коллекции в Мюнхене. Сама мануфактура находится в Дрездене и там же находились предприятия видного немецкого промышленника Эрнста Шнайдера. После прихода к власти нацистов и принятия пакета Нюрбергских законов его деловой партнер Зигфрид Арндт эмигрировал в США — однако Шнайдер не стал присваивать себе компанию, взяв акции Арндта в доверительное управление. это помогло ему после войны избежать обвинений в струдничестве с нацистами (к тому же он даже попал на некоторое время в концлагерь под Кельном, как подозреваемый в антифашисткой деятельности). Его коллекции современного искусства погибли при бомбежках или были украдены, но фарфор был сохранен в шахтах Молоц в Саксонии. При наступлении советских войск Шнайдер успел вывезти их на юг, в Баварию, и подарил коллекцию для экспозиции в замке Люстхайм.
От Старого замка до Люстхайма идти более километра, а для полного осмотра скульптур и видов парка потребуется несколько часов — так что если хотите посмотреть именно парк, то заходить в старый, и уж тем более в Новый замок не рекомендую — после осмотра довольно больших экспозиций сил на долгую прогулку по парку может не хватить, а с детьми — гарантированно не хватит. В парке есть биргарден — разливают Хофброй — кормят вкусно, так что можно рекомендовать сделать привал именно там.
Кстати, еще один несомненный плюс — об Обершлайсхайме туристы ничего не знают. То-есть вообще ничего — в парке Вы будете если не в одиночестве, то уж тишина и спокойствие Вам обеспечены, никаких толп японцев с фотоаппаратами! Зато полно всякой живности — зеркальные карпы, лебеди, нырки — людей не боятся, чувствуют себя хозяевами.
Почувствуйте себя королем (или курфюстом) в собственном парке — даже ради этого стоит потратить 20 минут на дорогу. Посещение парка бесплатное, замки стоят вполне разумных денег — можно купить сразу на все три, но тогда планируйте минимум две поездки.