Двигаясь по Королевской дороге к замку Вавель, я остановился на площади всех Святых. Вернее, меня остановил путеводитель краков.ру . Изначально на этой площади был торговый центр. До 1835 года здесь стоял костёл Всех Святых, откуда и пошло название площади.
Перед прогулкой по площади можно посмотреть карту maps.google.ru/maps/ms?msid=2…
Сегодня на месте костёла находится сквер, в котором установлен памятник Миколаю Зыбликевичу. Слева от площади находится Доминиканский костёл. Вот туда и направим свои стопы.
Итак, налево от нас находится костёл Святой Троицы, или Доминиканский костел XIV-XV века — одна из крупнейших готических базилик Кракова. Пример трёхнефной готической базилики.
Костёл принадлежит ордену Доминиканов, основанному в начале XIII века Св. Домиником. Это был весьма ортодоксальный орден, в руках которого была инквизиция, и который пользовался доверием Римского Папы.
После набега татар в 1241 году костёл был разрушен. И примерно в 1250 году начинается постройка, в несколько этапов, современного здания. Костёл неоднократно страдал от пожаров. Последний крупный пожар случился в 1850 году, когда сгорело практически всё внутренне убранство.То , что мы сейчас можем увидеть в костеле относится к 19 веку.
Заходим в костёл.
Главный зал окружён кольцом часовен. Направо от нас — угловая часовня Любомирских , построенная в 1616 году, украшенная прекрасными скульптурами.
Дальше вперёд находится часовня Мышковских , возведённая в 1603-1614 годах под руководством Сантьяго Гуцци . Эта часовня привлекает холодной элегантностью.
В конце нефа (галереи) находится часовня Матери Божьей Ружанцовой, знаменитой чудотворным образом Мадонны, копии образа находящегося в базилике Санта Мария Маггоре.
В левом нефе костёла (слева от входа) находится часовня Збараских (Zbaraskie), поставленная в 1627-1633 годах. Монументальные формы алтаря, надгробия из чёрного мрамора производят впечатление.
Перед лестницей слева находится могила героя ноябрьского восстания — генерала Яна Скшинецкого, украшенная красивой скульптурой.
Лестница ведёт нас к часовне Св.Яцека, находящейся как бы на втором этаже. Здесь покоятся останки этого святого доминиканца, жившего в Польше в первой половине XIII века. Часовня возникла ещё в эпоху ренессанса, затем была капитально перестроена вначале XVIII века. В ней находится могила Св. Яцека, которую вместе с регалиями возложенными на неё создал итальянский скульптор Бальтазар Фонтана (Baltazar Fontana), творивший в Кракове в конце XVII века. Перед часовней на стене висят два гигантских полотна итальянского художника Томаша Долабелли (Tomasz Dolabelli), придворного художника королей династии Ваза. Это картины "Чудо в Кане Галилейской" и "Тайная вечеря", выполненные в стиле известных тогда венецианских полотен. С лестницы получаются вот такие снимки.
Выходим из костела и возвращаемся на площадь. Слева от нас по адресу ul. Grodzka 26/pl. Dominikański 6 находится дом Suskich, построенный в начале двадцатого века. Он имеет характер исторического модернизма. На углу дома статуя Девы Марии — единственный уцелевший элемент здания, который был здесь ранее.
Пересекаем Королевскую дорогу ( улица Grodzka ) и прямо перед нами памятник главе города Кракова Николаю Зубликивич. Сразу за ним здание Краковской мэрии.
Дворец Потоцких, стоящий в углу площади, построен в 1535-1560 годах для гетмана Яна Тарновского. С XVII века он находился в руках семьи Велопольских. Во время пожара 1850 года он сгорел, а затем был отстроен заново, и вскоре был куплен под магистрат.
Современный вид, в стиле исторического модернизма, здание пробрело в 1907-1912 годах, во время перестройки, руководил которой Ян Ржимковски.
В отличие от наших административных знаний (с пропускной системой), в Кракове вы можете свободно пройти в мэрию, и осмотреть её внутреннее убранство. Хотя это и не туристический объект, но при наличии свободного времени и делового вида вы можете осмотреть это шикарное здание.
С дворцом Велопольских связана легенда о Белой даме, духе умерщвленной, четвертованной и закопанной здесь же девушки, который иногда является во дворце.
Справа от дворца перед костелом Францисканцев стоит памятник Юзефу Дитль, еще одному мэру Кракова.
Слева от памятника можно войти в костел Францисканцев, хотя главный вход в него находится с правой стороны, с ул. Francyszkanska. Когда будем обходить костел обратим внимание на дом справа по адресу pl. Wszystkich Świętych 6. Это красивое здание Дворец Лариш в настоящее время здесь находится юридический факультет Ягеллонского университета.
Перед главным входом в костел увидим памятник кардиналу Адам Сапега . Адам Стефан Сапега (1867 — 1951) — архиепископ Кракова кардинал, сенатор первого срока во Второй Польской Республике. Считается историками одной из ведущих фигур в истории польской церкви в первой половине XX века.
И вот мы у входа в костел Францисканцев. Их из Праги пригласил в Краков воевода Теодор в 1237 году, выполняя волю князя Хенрика Набожного. Строительство костёла началось после татарского набега в 1241 году. Поддержку Францисканцам оказывал князь Болеслав Стыдливый, который давал деньги на его постройку. В 1249 году костел был освещён.
С правой стороны (если стоять спиной к алтарю), к костёлу примыкает часовня Муки господней, в которой можно увидеть картины, изображающие мучения Христа, кисти Юзефа Мехоффера .
А с противоположной стороны — часовня Скорбной Матери Божьей. В алтаре находится позднеготический образ Скорбной Мадонны начала XVI века. Через неф можно попасть во внутреннюю галерею монастыря Францисканцев, знаменитую своими портретами краковских епископов.
Выйдем из костела через главный вход , перейдем улицу и попадаем во Дворец Епископов (ул. Francyszkanska, дом №3.
Дворец епископов заложён ещё в XIV веке, а современное здание перестроено в XVII столетии, во времена епископа Петра Гембицкого .
В памятнике, установленном во внутреннем дворике вы без труда узнаете папу Римского Иоанна Павла Второго. В 1964-78 годах, когда он был ещё кардиналом, он жил в этом дворце.
Вообще, жизнь Кароля Войтылы тесно связана с Карковом. Он приехал в город в 1938 году, что бы учиться на факультете полонистики Ягелонского университета. Однако после начала войны обучение пришлось прервать. Во время войны он работал на химической фабрике "Solvay" и принимал участие в тайном "Рапсодийном Театре". В 1942 году он вступил в Краковскую духовную семинарию. Был известен как пламенный проповедник и большой друг творческих союзов.
И после своего избрания в 1978 году Римским Папой он не разорвал контактов с Краковом, неоднократно приезжая сюда во время своих путешествий на Родину. В последний раз он приезжал летом 2002 года. Вернемся на площадь всех Святых и повернем направо на улицу Grodzka, продолжив экскурсию. Об этом в следующей части.