Всем сердечный привет!
Хочу начать свою заметку с размышлений несколько отвлеченных и, в тоже время, близких к нашей теме.
Вы, друзья, много путешествуете, много видите. Не мне вам говорить, что, практически в 99 из 100 случаев, объекты церковной архитектуры: церкви, храмы, соборы, монастырские комплексы, мечети, пагоды и прочие носители древности — выступают как исторические достопримечательности посещаемой страны, перед которыми так взволнованно трепещет наше сердце.
Такие достопримечательности, как правило, за долгие годы обросли правдоподобными историями и невероятными легендами о людях, судьбу которых, также как и храмовых сооружений, время неразрывно связало в тугой клубок под названием — история.
Но, вместе с тем, все чаще встречается современная церковная архитектура, которая не «делает вид», что ей 100, 200 или 300 лет, или того больше. А своим обликом ясно дает понять, что это новая постройка, выстроенная современным архитектором.
И если на Западе, как я читал, это стало трендом в современном церковном строительстве, то
в странах СНГ, как считают эксперты, практически нет православных храмов, которые можно считать образцами современной храмовой архитектуры. А если и есть, то это считанные единицы. Все остальное — сооружения двух типов: копии и стилизации, которые в народе прозвали "новоделом". При этом, нередко, «вольные копии» и, что еще хуже,храмы стилизованные а-ля XVII или XIX век с плохими пропорциями, с корявым внешним убранством.
Но мой рассказ об уникальном по архитектуре православном храме Рождества Христова на Оболони, что в первопрестольном граде Киеве, спроектированным народным архитектором Украины Валентином Исааком и построенным на его собственные средства *(!!!) в 2007 году.
"Храм Божий — это место, где человек может коснуться духовной мудрости и обогатиться утешительным познанием о Боге, мире и человек. Это лечебница, врачующая и восстанавливающая наши духовные силы, а для уставших и отчаявшихся — пристанище, где они находят отдых и утешение. Православный храм — это обитель добра, где человек восстанавливает свой Божественный образ через приобщение к Христу."
Сильно сказано! Эти слова принадлежат Валентину Исааку, который, образно говоря, сотворил чудесный храм.
Храм Рождества Христова возведен в одной из самых живописных местностей Киева — Оболони, на набережной Днепра, неподалеку от Московского моста.
По свидетельствам историков, где-то здесь в этих местах протекала речка Почайна, название которой переводится со старославянского языка как "вода", "влага". Но со времен Киевской Руси ее называют также Киевским (или Русским) Иорданом. Эта известная с древнейших времен река не случайно получила свое второе название.
Во-первых, некоторые летописные источники говорят о том, что именно в Почайне князь Владимир крестил жителей Киева в 988 году. (Правда, по другим источникам крещение происходило в водах Днепра, возле нынешнего пешеходного моста через Днепр.)
Во-вторых, в те далекие времена считалось, что Святая Земля, то есть Иерусалим, и Киев имели не только духовную связь, но их еще связывали и подземные русла, и за счет этого освященные Иорданом воды святили не только Днепр, но и всю Киевскую Русь. Существует легенда о паломнике, который путешествуя по Святой Земле, уронил в реку Иордан свой серебряный ковш. Когда же он возвратился в Киев, то нашел утраченную вещь в колодце, находившемся в местности, откуда брала свое начало Почайна. После такого чудесного события местность стали называть Иорданской Оболонью.
Именно поэтому благодатное место древнего русла Почайны было выбрано для возведения храма Рождества Христова.
Проект храма основывался на традиции и канонических требованиях церковной архитектуры, одновременно опираясь на применение новых, современных элементов. Это позволило храму органично сочетаться с современной архитектурой жилого района.
У храма Рождества Христова — особая духовная атмосфера, которая начинает ощущаться задолго до входа в храм. Причем это не зависит от того с какой стороны к нему подходишь.
Вот я, например, вышел к храму, гуляя пешеходным бульваром по берегу Днепра и двигаясь в сторону Подольских святынь. Как он необыкновенно красиво выглядит с этой стороны видно на верхней фотографии. Мое впечатление усилилось многократно, когда я рассмотрел одну изюминку. Ровно с противоположной главному фасаду стороны на тыльной стороне храма, обращенной к Днепру, посредине расположен барельеф Матери Богородицы. До чего же у нее прекрасный облик и святой лик!
Храм Рождества Христова, общий вид со стороны пешеходного бульвара Оболонской набережной. В центре здания барельеф "Богородица"
Дальше — больше. Главный фасад украшает монументальная икона — панно "Рождество Христово" размером в 38 кв.м.
Изображенная на ней Богоматерь заботливо обнимает Младенца, над Которым благоговейно склонились волхвы и пастухи. Множество Ангелов воспевает новорожденного Спасителя и Марию, чела которой касается луч ярко сияющей Вифлеемской звезды. Икону — панно работы народной художницы — Людмилы Мешковой венчает надпись: "Кто верует в Бога во плоти, в том Бог есть".
Притягивают, как магнит, своей синевой купола храма, выполненные из стекла. Они как будто парят над земным миром, объединяя небесное и земное в творении рук человеческих. Семь куполов традиционно символизируют семь таинств и семь Вселенских Соборов.
Последний мазок кисти мастера, если образно выражаться, это очень изящная колокольня, которая увенчивает главный фасадный вход в храм. Кроме церковного звона слух радует уникальный карильон — точно отлаженные колокола, управляемые электронной программой. Мелодичный звон разносится по набережной, возвышая человеческий дух над мирской суетой.
Само здание содержит
в себе два храма: верхний (главный) — храм Рождества Христова, и нижний — храм святого великомученика Валентина, который является небесным покровителем мецената и архитектора, Валентина Исаака, подарившего храм людям.
Внутренне убранство храма, на мой взгляд, достаточно простое, но какими-то неуловимыми приемами авторскому коллективу удалось создасть торжественную атмосферу. Позолота используется в достаточном объеме, но глаза не режет. И это мне понравилось.
Богатые росписи, украшающие стены храма, выполнил художник Иван Балдуха, работая по 9-10 часов в сутки круглый год.
В купольной части, символизирующей небо, — лик Господа Вседержителя на золотом фоне в окружении краснокрылых серафимов. Далее по окружности купола, на небесно-голубом фоне, изображены Архангелы.
Ниже расположены четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. зображения обрамлены орнаментом, в основе которого крест — главный символ христианской веры.
По периметру яруса, храм украшен текстом молитвы "Отче наш".
Колонны храма украшают изображения пророков: шести из шестнадцати (Иов, Даниил, Исаия, Иеремия, Самуил и Давид), которые своими трудами выполняли миссию по подготовке мира к пришествию Спасителя.
Иконостас изготовлен в Индии из белого мрамора. Выполнен великолепно, резная часть просто филигранна!
Как и во всех православных храмах, в нем есть три двери. Средние — Царские, самые большие, очень богато убранные. Над ними, по центру иконостаса расположилась икона Господа Иисуса Христа "Царь Славы".
Среди фресок, украшающих стены храма Рождества Христова — сюжеты из жизни Богородицы и Иисуса Христа: Благовещение, Рождество, Нагорная проповедь, Тайная Вечеря, а также фрески с изображением чудесных деяний Иисуса.
Настенные фрески с сюжетами из жизни Богородицы и Иисуса Христа: Благовещение, Рождество, Нагорная проповедь, Тайная Вечеря, а также фрески с изображением чудесных деяний Иисуса.
Настенные фрески с сюжетами из жизни Богородицы и Иисуса Христа: Благовещение, Рождество, Нагорная проповедь, Тайная Вечеря, а также фрески с изображением чудесных деяний Иисуса.
Настенные фрески с сюжетами из жизни Богородицы и Иисуса Христа: Благовещение, Рождество, Нагорная проповедь, Тайная Вечеря, а также фрески с изображением чудесных деяний Иисуса.
Настенные фрески с сюжетами из жизни Богородицы и Иисуса Христа: Благовещение, Рождество, Нагорная проповедь, Тайная Вечеря, а также фрески с изображением чудесных деяний Иисуса.
Настенные фрески с сюжетами из жизни Богородицы и Иисуса Христа: Благовещение, Рождество, Нагорная проповедь, Тайная Вечеря, а также фрески с изображением чудесных деяний Иисуса.
В храме много икон. У каждой из них своя история.
Многие подарены. Чтобы рассказать о них нужен отдельный пост, но необходима предварительная проработка. Так что со временем, Божьей помощью мне удастся это сделать.
Я считаю, что храм Рождества Христова на Оболоне, отличный образец храмовой архитектуры XXI века — великолепный сплав модернизма материальной формы и консерватизма духовного содержания.
И я уверен, что через столетие и больше, наши потомки, проходя мимо храма Рождества Христова с гордостью ,будут рассказывать своим гостям — это храм начала XXI века...
p.s.При подготовке заметки использованы материалы издания Издательского отдела Украинской православной Церкви "Храм Рождества Христова на Оболони"