Гроссмюнстер — является одной из наиболее значимых церквей Цюриха.. Это самый узнаваемый символ швейцарской деловой столицы. Каждый, кто побывал в Цюрихе, запомнит величественные серые шпили собора, расположенного на берегу Лиммата. Построенная в классическом романском стиле, она была основана на месте древней церкви.
Существует легенда в которой говорится, что конь императора франков Карла Великого (742-814) упал на колени перед могилой Феликса и Регулы, святых покровителей Цюриха.
Это были, брат и сестра, которых должны были казнить вместе с воинами-христианами легиона, возглавляемого святым Маврикием. Однако во время казни воинов им удалось бежать в район Цюриха, где они снова были схвачены римлянами, преданы суду и обезглавлены. Святые чудесным образом ожили, взяли свои головы и, поднявшись в гору на 40 шагов, с молитвой предали дух Господу. На этом месте и был воздвигнут впоследствии храм Гроссмюнстер.
В становлении протестантства в Швейцарии церковь Гроссмюнстер сыграла важную роль.
Здесь проповедовал швейцарский реформатор церкви, христианский гуманист и философ Ульрих Цвингли. Цюрихский городской совет принял его учение и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона . Католическая месса и поклонение иконам были устранены, богослужение упрощено,латинский язык заменён немецким, монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали,безбрачие духовенства упразднено.
Реформы, начатые Цвингли и продолженные его преемником Генрихом Буллингером, отразились, прежде всего, на строгости внутреннего убранства храма: с 1524 года из церкви исчезли изображения святых, орган, скульптуры. Наверное, точнее всех дух протестантизма передал русский поэт Федор Тютчев:
Я лютеран люблю богослуженье
Обряд их строгий, важный и простой –
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.
В наши дни Гроссмюнстер впечатляет. В собор ведут бронзовые двери северного и южного порталов храма, обильно украшенные скульптурными изображениями святых и исторических деятелей (работы Отто Мунка 1935 и 1950 гг.)
Внутри украшен витражами Аугусто Джакометти. Разноцветный свет струится сквозь оригинальные витражные композиции на тему церковной истории, напоминая о том, что А.Джакометти еще при жизни заслужил звание «мастера цвета». Фотографировать внутри запрещено, поэтому фото взяла из интернета.
Под алтарной частью расположена крипта, построенная в 1107 году. В самый жаркий летний полдень здесь царит холод. У входа стоит скульптура основателя Гроссмюнстера: император Карл Великий сжимает меч, восседая на каменном троне. Эта статуя императора, созданная в середине 15 века, была помещена в углублении носящей его имя башни, откуда когда-то правитель взирал на Лиммат. Позднее статуя в башне была заменена копией, а оригинал перенесен в крипту.
Знаменитые башни-близнецы церкви были впервые построены в 1487 году в виде деревянных шпилей, которые уничтожил пожар в 1781 году. После чего и были воздвигнуты каменные башни в нео-готическом стиле.
В одной из башен имеется смотровая площадка поднявшись на неё, можно увидеть весь город как на ладони. К ней ведут 187 ступенек винтовой лестницы, очень узкой и поэтому туристам предлагают оценить свои силы. А высота бащни 62 метра. Я оценила и не поднялась, но попросила сделать для меня снимки.